Настоящая драма, почище бразильских «мыльных опер», недавно разыгралась в Белоруссии. Чтобы выдержать конкуренцию с молодой Аней Чиповской, Маше Шукшиной пришлось научиться доить корову, Алена Бабенко ушла от мужа, а сама Чиповская и вовсе попала на допрос с пристрастием. Роковым мужчиной, из-за которого заварилась вся каша, оказался главный герой сериала «Уходящая натура» режиссер Андрей Звонарев — его роль досталась Сергею Колтакову.
«Наш фильм — это история про отечественное кино 70-х, — рассказывает сценарист проекта Николай Лырчиков.
Герой Колтакова — собирательный образ. Таких режиссеров в Союзе было много. Его жена Вероника, которую сыграла Мария Шукшина, — посредственная актриса, которая ждет, что муж снимет ее в кино. Любовница режиссера Алла в исполнении Чиповской — тоже актриса, она требует роль, угрожая раскрыть их связь. Сам Звонарев мечтает экранизировать Достоевского, но вынужден выполнять госзаказ — снимать обеих женщин в фильме про подъем сельского хозяйства».
В поисках подходящей натуры съемочная бригада приехала в Белоруссию, где местные реквизиторы учили Шукшину доить корову — ее героиня Вероника играет в фильме мужа передовую колхозницу. Поначалу Мария боялась даже подойти к буренке, но со временем преодолела свой страх.
«Маша опасалась, что корова ее лягнет, — вспоминает режиссер Дмитрий Иосифов. — Пришлось объяснять, что коровы не лягаются. Впрочем, во время съемок этого эпизода Шукшиной все равно досталось — отгоняя мух, корова пару раз ударила Машу хвостом по лицу, да так, что чуть было в глаз не попала. Тогда я попросил привязать коровий хвост к ноге, и дело пошло. Маше, конечно, все равно было страшновато, но она героически выдержала три дубля и даже надоила немного молока — чуть меньше полведра».
По сюжету главный герой снимает фильм в деревне, где влюбляется в селянку Катерину (ее играет Алена Бабенко). Ради нее он оставляет жену с любовницей. Законная супруга страдает, а вот у Аллы уже другие заботы. Хваткая комсомолка, она решает «вытащить из небытия» спивающегося без работы режиссера-неудачника Юрия Кузьменко (Игорь Скляр).
Пытаясь вывезти его из-за границы, героиня Чиповской попадает в застенки КГБ... «Ане Чиповской, думаю, пришлось труднее всех, — рассказывает Иосифов. — Снималась она параллельно в нашем проекте и в «Оттепели», и задача перед ней стояла сложная — сыграть не простого человека, а актрису. А она ведь совершенно не знает советской манеры игры, да и реалии того времени знакомы ей лишь понаслышке. Кажется, она до сих пор обижена на меня за то, что я пытался в сцене допроса в КГБ довести ее до настоящего отчаяния. У нее не получалось, мы делали дубль за дублем, а она думала, что у меня к ней какие-то личные претензии...»
Чтобы картинка в кадре максимально соответствовала концу 70-х, белорусские реквизиторы привезли на площадку три настоящих ДИГа — огромные восемнадцатикиловаттные прожекторы, которые использовались в те времена в кинематографе.
«Когда эти приборы показали нашим осветителям, те сказали, что и близко к ним не подойдут, — вспоминает режиссер. — С трудом нашли двух специалистов, которые еще помнят, как обращаться с такой техникой». Но эффект того стоил. На озвучании картины Игорь Скляр попросил показать ему финальную сцену и не смог сдержать слез. «По признанию Игоря Борисовича, он будто бы вернулся на 30 лет назад, — говорит Иосифов. — Сказал, что наша картина — это его жизнь и его молодость».