Однажды режиссеру Дэвиду Финчеру («Загадочная история Бенджамина Баттона», «Семь», «Бойцовский клуб») дали прочесть новый сценарий Аарона Соркина («Несколько хороших парней», «Американский президент»). Относясь к Соркину с должным пиететом, саму историю Финчер счел не заслуживающей внимания. Но позже рукопись изучил, после чего мгновенно изменил свое мнение. В результате содружества режиссера и сценариста появился фильм «Социальная сеть», переносящий зрителя в 2003 год.
Тогда юный Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) совершил сразу два поступка, коренным образом изменивших его жизнь.
Будучи сильно навеселе, он поссорился со своей подружкой Эрикой (Руни Мара), после чего окончательно раздухарился. И, пробравшись в компьютерный зал Гарварда, выложил в сеть базу данных на всех представительниц слабого пола в кампусе, предлагая школярам проголосовать за «самую-самую». Сайт приобрел мегапопулярность, но скандал разгорелся знатный. Марка обвинили во всех смертных грехах, включая нарушение законов об авторских правах и о частной жизни.
Но это лишь раззадорило бывшего хакера, и в его голове зародилась идея, принесшая славу, деньги и одиночество. Марк создает Facebook*: особое интернет-пространство, где каждый пользователь может показаться с открытым лицом. Куда разрешено выкладывать свои фотографии, музыку и создавать личный круг друзей.
Известие о новой социальной сети облетело планету со скоростью верхового огня на пожаре. Но можно ли остаться незапятнанным, когда речь идет о миллионах, известности, положении в обществе?
Марк присвоил Facebook* себе в единоличное пользование, что не понравилось его однокашникам. Эдуардо Северин (Эндрю Гарфилд) когда-то был лучшим другом Цукерберга и вложил деньги в их, как он считал, общее дело. Был предан. Шон Паркер (Джастин Тимберлейк) как первый президент проекта вывел проект на инвесторов из Кремниевой Долины. Уволен без выходного пособия. А близнецы Уинклвосс (Арми Хаммер и Джош Пенс) и вовсе уверены, что Цукерберг украл их идею. Ссора однокашников перерастает в судебную тяжбу и превращает друзей в непримиримых врагов.
Аарон Соркин не просто взялся за очередной байопик.
Ему интересно развитие личности Цукерберга и его детища, начиная с Гарварда пятилетней давности и по сей день, когда задумкой Марка пользуются пятьсот миллионов человек. Аарон оказался способен взглянуть на события под разными углами: и с точки зрения человека, который был не прав, и глазами того, кто одержал победу. Получились три истории, рассказанные от имени всех героев. У каждого — своя версия истории появления Facebook*, что делает картину непредсказуемой, забавной, трогательной и грустной.
И это великое счастье, что Соркин с Финчером не решились на сладкую сказку о миллионере из трущоб. Не придумали Марку такую биографию, которой завидовали бы миллионы юных гениев по всему миру, надеющихся легко и быстро разбогатеть.
Их Цукерберг скорее антигерой, увы, слишком поздно осознающий, что не случайно сделка с Мефистофелем скрепляется кровью. Но о настрое Марка порой остается лишь догадываться: к сожалению, умильный и излишне правильный Джесси Айзенберг со своим заданием показать личность в трагедии справился с большим трудом. Совсем тяжело Джесси приходится в тех сценах, где Марк превращается в форменного социопата.
Но каждый раз его выручает окружение. Руни Мара, мелькнувшая всего в нескольких сценах, в очередной раз доказала, что она-то готова к любой ипостаси. Что уж говорить о Джастине Тимберлейке, способном убедить каждого зрителя в том, что его Шон не только гениальный топ-менеджер, но и самый отвратительный негодяй на свете.
Эндрю Гарфилд не только доказал, что может сыграть любого, даже самого правдоподобного и эмоционального персонажа. В награду ему преподнесли возможность произнести монолог, с чем он, надо сказать, справился преотлично. И, наконец, безмерная благодарность Тренту Резнору из NIN за то, что, благодаря его музыке, фильм вобрал точные оттенки трагедии, фарса и отчасти драмы.
Новый фильм Дэвида Финчера после трех недель американского проката оказался в списке лучших фильмов за всю историю кинематографа: IMDB Top-250 является популярнейшим кинорейтингом в мире. В первую десятку входят фильмы «Список Шиндлера», «Крестный отец», «Криминальное чтиво» и «Звездные воины: Империя наносит ответный удар».
«Социальная сеть» заняла 141 место со средним рейтингом 8,9 балов из 10-ти. Настоящий Цукерберг тоже посмотрел художественную версию собственной биографии и пришел к выводу, что «Социальная сеть» — «забавная картина». Слово за российским зрителем.