Чулпан Хаматовой на сцене и в кино не привыкать к оригинальным костюмам. Но на съемках экранизации романа Василия Аксенова «Таинственная страсть» актриса примерила совершенно уникальную вещь. Ее героиня Нэлла Аххо, в которой явно угадывается поэтесса Белла Ахмадулина, облачается в платье от Эльзы Скиапарелли. «Этот наряд, сшитый вручную в 1928 году, мне подарила одна собирательница антикварной одежды, — рассказала художник по костюмам Лариса Лебедева, — платье идеально село на Хаматову! Когда Чулпан стала его примерять, она даже зажмурилась — так боялась повредить драгоценный наряд. Однако старая ткань выдержала! Мы дополнили образ сумочкой, которая принадлежала моей маме, и современными аксессуарами а-ля 60-е».
Наряды Чулпан в фильме не всегда точно соответствуют эпохе. Черный цвет одежды, который сейчас неотделим от образа поэтессы, появится в гардеробе Беллы позже, когда ее мужем станет художник Борис Мессерер. Но чтобы зритель все-таки увидел на экране Ахмадулину, создатели фильмы опередили время. То же и с одеждой героя Филиппа Янковского Яна Тушинского (Евгения Евтушенко): «попугаистые» рубашки станут фирменным стилем поэта позже. Но в картине у Евтушенко будет целых 15 таких.
Сдвиги во времени — это позиция продюсеров фильма Константина Эрнста и Дениса Евстигнеева. Ведь роман Аксенова не документальная книга, а вольный взгляд автора на эпоху и ее героев. Поэтому создатели картины не претендуют и на внешнее сходство актеров и их прототипов. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого в другом кинопроекте в сложнейшем портретном гриме, здесь играет актера с говорящей фамилией Вертикалов со своим лицом. Не является точной копией жены Василия Аксенова Майи Кармен и Ралисса в исполнении Юлии Пересильд. Зато актрисе досталось несколько исторических нарядов того времени — их купили в антикварных лавках Швейцарии. Причем одно — из ярких клеток — из знаменитой коллекции Ива Сен-Лорана «Мондриан».
Соответствующими эпохе будут и купальники. Их нашли на швейцарском блошином рынке. Никаких бикини — строгие комплекты с шортиками. Купальники много лет пролежали на чердаке, ими никто не пользовался, благодаря чему они прекрасно сохранились. А вот для массовки костюмы брали напрокат в самом большом европейском хранилище кинокостюмов в Мадриде.
В нем оказалось гораздо больше подлинных платьев и пиджаков 50—60-х годов, чем можно было собрать в Москве. Причем для воплощения советской моды 1957 года — эпохи Московского фестиваля молодежи — подошли по стилю европейские наряды 1947 года. Во времена железного занавеса наша мода отставала от мировой на 10 лет!
Непросто было также найти и натуру для съемок. Крымские сцены разворачиваются в основном в легендарном писательском санатории в Коктебеле, в котором создано столько талантливых произведений и закручено столько бурных романов! Однако за последние годы санаторий сильно перестроили, уничтожив приметы советского времени. Поэтому санаторий Литфонда изображали другие крымские здравницы с роскошными «сталинскими» корпусами и зарослями рододендронов.
В Гурзуфе, Алупке и Симеизе еще сохранились в неприкосновенности здания и парки 50—60-х годов, а главный враг исторического кино — реклама — еще не заполонила все улицы. В библиотеке алупкинского санатория пришлось только положить газеты полувековой давности, чтобы перенестись в 60-е годы. А чтобы снять в Гурзуфе сцену, когда писатели и поэты узнают о вводе советских войск в Прагу в августе 1968 года, всего лишь заменить современные вывески — магазинов, почты, автобусной остановки — на «советские».
В этом драматическом эпизоде Алексей Колган (он играет твердолобого партийца, секретаря Союза писателей) должен был драться с Алексеем Морозовым и Александром Ильиным, играющими Ваксона и Роберта Эра (Аксенова и Рождественского). Сначала коллеги аккуратно брали Алексея за грудки и несильно толкали в сторону. Но он предложил: «Давайте я буду падать на землю по-настоящему!» Положили маты. Но Колган, несколько дублей подряд падавший на них, все равно заработал множество синяков.
Во время съемок в Крыму стояла жара. И гримеры каждые десять минут поправляли актерам поплывший от высокой температуры грим. Особенно тяжелыми были съемки у моря, на раскаленных камнях. Там невозможно было поставить гримвагены с кондиционерами. Филипп Янковский даже заработал тепловой удар. Однако, придя в себя, актер героически продолжил съемки. И все-таки режиссер Влад Фурман заменил Янковского дублером. И еще распорядился, чтобы за ночь на пляже рядом со съемочной площадкой установили большие шатры.
Несмотря на трудности, съемки проходили в веселой атмосфере. Вечерами актеры устраивали посиделки с местной черешней и вином. А рано утром с хорошим настроением выезжали на съемки. Юля Пересильд и Алексей Морозов познакомились только в киноэкспедиции. А играть им предстояло супругов, причем в первой же сцене надо было целоваться. Актеры при первой встрече пожали друг другу руки и посмеялись над ситуацией. И неловкости на площадке как не бывало. Подробнее>>