Недавно на телеканале «Россия» вновь показали 16-серийный фильм «Березка» о знаменитом танцевальном ансамбле. Что в нем соответствует исторической правде, «7Д» узнал у художественного руководителя коллектива народной артистки СССР Миры Кольцовой.
— Мира Михайловна, ансамбль «Березка» имени Надеждиной известен во всем мире. А его визитная карточка — особый плывущий шаг.
— Этот шаг придумала основательница «Березки», великий русский хореограф, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Надежда Надеждина. Она создала шедевр на все времена, вобравший в себя всю красоту и поэзию, саму суть русской души. «Не надо читать двести томов о России, достаточно посмотреть один концерт «Березки», и вы увидите, что такое русский нрав, русский характер, русское начало», — писала французская пресса после гастролей ансамбля в Париже.
— С чего началась история ансамбля?
— В 1948 году по сцене летнего театра «Эрмитаж» поплыли девушки в красных сарафанах с веточками березы и голубыми платочками в руках. Веточка березы символизировала природу, голубой платочек — ясное небо, а сам танец — плывущую по миру Россию. Сила Надеждиной не в том, что она показала необычный фокус, ею была представлена целая философия, новое хореографическое направление. Успех в театре «Эрмитаж» был настолько оглушительный, что зрители сами дали название будущему коллективу — «Березка». Сначала в труппе были только девушки и четыре баяниста, в числе которых Евгений Кузнецов — композитор, написавший много шедевров для ансамбля. Через десять лет из-за расширения репертуара в «Березке» появились мужчины, впоследствии организовался оркестр русских народных инструментов...
— Мира Михайловна, а как вы попали в «Березку»?
— В 17 лет, еще до окончания хореографического училища при Большом театре, Надежда Сергеевна увидела меня на просмотре. Она договорилась, чтобы я досрочно сдала выпускные экзамены и сразу же поехала с ансамблем в Париж... Я была ведущей солисткой 25 лет. Еще при жизни Надежды Сергеевны стала ее преемницей и вот уже более сорока лет руковожу «Березкой».
— В общем, вы знаете об ансамбле все. А какое впечатление на вас произвел сериал «Березка»?
— Не могу бросить камень в прекрасных артистов Лидию Вележеву, Алексея Серебрякова, Нину Усатову и других. Они играют прекрасно, но все-таки сериал носит наше название — «Березка»! Если бы дали фильму другое имя, мы бы так внимательно и болезненно не сравнивали его сюжетную линию с реальной историей «Березки», с нашей жизнью. Какие-то несоответствия заметны даже непрофессионалам. Например, события сериала происходят в 80-е, а Надеждина ушла из жизни уже в 1979 году. И не было у Надежды Сергеевны детей, ее единственное, любимое детище — это ансамбль «Березка».
А в сериале у героини появился сын, который эмигрирует в США. Никогда в коллективе не было ни предателей, ни шпионов, ни валютчиков, никто не занимался переправкой драгоценностей за границу. За всю 70-летнюю историю «Березки» не было ни единого случая, который мог бы опозорить ансамбль. Конечно, в сериале есть детали, которые замечают только артисты, но они ведь тоже важны. Например, наша танцовщица никогда не могла взять домой сценический костюм и тем более надеть его на вечеринку, как это делает одна из героинь. К костюмам относились настолько бережно, что не позволяли себе в них не то что есть или пить, но даже садиться.
— Создателей сериала тоже можно понять, им ведь нужно было держать зрителя в напряжении, придумывать для этого яркие драматургические ходы…
— Согласна. Но мне жаль, что для этого выбрали наш уникальный ансамбль, которым гордилась и гордится наша страна. Ведь за десятилетия «Березка» дала тысячи концертов в сотнях городов. Ансамбль наряду с балетом Большого театра стал визитной карточкой СССР за «железным занавесом». Мы же весь мир объехали — гастролировали более чем в восьмидесяти странах! Помню, выступали в Северной Африке — Тунис, Марокко, Алжир. А там шла война. И руководители этих стран договорились приостановить военные действия, чтобы наши автобусы могли проехать опасные зоны... Практически во всех гастрольных поездках на наши концерты приходили руководители стран и правительств. Ветераны ансамбля запомнили встречи с Мао Цзэдуном. Он был в восторге от концерта и попросил Надеждину поставить с китайскими артистами знаменитую «Цепочку». Наши все отрепетировали, но китайцы перепутали сцену с задником, так что в финале кланялись, повернувшись к своему лидеру спинами! Надежда Сергеевна была в ужасе, однако это имело грандиозный успех! А в Венесуэле «Березка» так всем понравилась, что после наших гастролей там создали свой ансамбль национального танца. Вообще, по образу «Березки» создавались коллективы во многих странах.
— Из-за карантина «Березка» не выступала несколько месяцев...
— И мы так соскучились по нашим зрителям, по их глазам, по их аплодисментам! Надеюсь, что вынужденная пауза скоро закончится, мы выйдем на сцену и, как всегда, откроем наш концерт хороводом «Березка».