Каннский кинофестиваль-2013 закрылся, победители объявлены. Жюри основного конкурса пришло к компромиссу, традиционно удивив зрителей и кинокритиков оригинальностью выбора. Главный приз выиграла драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша «Жизнь Адель. Главы первая и вторая». А накануне российский павильон в Каннах был не менее удивлен тем, что в Дарье Беловой пришлось признать российского режиссера.
Логично начать рассказ о наградах с истории с Беловой — ведь победители независимой «Премии открытия» «Недели критики» награждались в четверг, за пару дней до основных конкурсантов. И оказалось, что открытием критики назвали короткометражную работу студентки немецкой Академии кино и телевидения Дарьи Беловой «Иди и играй». В ту же минуту, как по мановению волшебной палочки, Дарья превратилась в российского режиссера, снявшего российскую историю про российского мальчика. Хотя до того Белова несколько раз пробовала зайти и представиться в российский павильон, где ей каждый раз говорили, что ничего не слышали о режиссере с такой фамилией.
Безусловно, этот не слишком приятный инцидент прошел мимо внимания жюри основного конкурса, которое куда больше волновала собственная непредвзятость.
Еще до отъезда в Канны один из участников жюри актер Кристоф Вальц признавался в этом австрийскому телевидению. А также в том, что для него «самая большая проблема — это достичь взаимопонимания с остальными», пока оцениваешь 20 картин Основного конкурса.
И они договорились. В день, когда в Париже прошла 150-тысячная акция протеста против закона, разрешающего однополым парам регистрировать брак и усыновлять детей, жюри, возглавляемое Стивеном Спилбергом, наградило историю однополой любви. Главный приз 66-го Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь — выиграла драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша «Жизнь Адель. Главы первая и вторая». Кстати, накануне эта же картина удостоилась в Каннах премии Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
Целых три часа Кешиш подробно рассказывает о любовной связи между двумя девушками, снабжая повествование откровенными эротическими сценами.
Из-за чего закупщики фильма наверняка столкнутся с трудностями при широком прокате. А ведь на самом деле «Жизнь Адель» создана по мотивам комикса Жюли Маро «Голубой ангел». Оказывается, главная героиня истории Адель (Адель Экзаркопулос) очень любит детей и мечтает стать учительницей. Но незадолго до своего 18-летия она встречает загадочную девушку с голубыми волосами по имени Эмма (Леа Сейду) и влюбляется в нее.
Гран-при был отдан главному (по мнению кинокритиков) претенденту на «Золотую пальмовую ветвь» — картине братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса».
Лучшей актрисой Канны назвали француженку Беренис Бежо, сыгравшую в иранской семейной драме «Прошлое». Режиссер Асгар Фархади не прогадал, перенеся действие в европейскую столицу и пригласив на главную роль знаменитую французскую актрису. Аналогичный мужской приз достался исполнителю одной из главных ролей в черно-белом фильме Александра Пэйна «Небраска» актеру Брюсу Дерну. Его герой живет с верой в то, что он стал обладателем выигрышного лотерейного билета.
Приза за режиссуру отдали самому юному участнику Основного конкурса, мексиканскому режиссеру Амату Эскаланте, снявшему криминальную драму «Эли». Награда за лучший сценарий отошла Цзянь Чжан Ке. Кстати, китайский сценарист выступил не только автором сценария, но и режиссером фильма «Прикосновение греха».
Приз жюри достался японской мелодраме «Каков отец, таков и сын» режиссера Хирокадзу Корээда, повествующей о двух семьях, чьих детей перепутали в роддоме.
Малая «Золотая пальмовая ветвь», выдающаяся лучшей короткометражке, присуждена фильму «Сейф» корейского режиссера Мун Бионг-Гон. А премию «Золотая камера», присуждаемую молодым мастерам за их первые полнометражные картины, международное жюри отдало сингапурскому режиссеру Антони Чену, снявшему фильм «Ило-Ило».