Рок-опера «Юнона и Авось», поставленная Марком Захаровым, уже 35 лет идет с аншлагом в «Ленкоме» и считается визитной карточкой театра. А в минувшие выходные историю любви российского предпринимателя и путешественника Николая Резанова и юной красавицы-испанки Кончиты зрители увидели уже в 1500-й раз.
С 1981 по 2005 годы бессменным исполнителем Резанова был Николай Караченцов, но после автокатастрофы актер на сцену уже не вышел. Главную роль в очередь стали играть Дмитрий Певцов и Виктор Раков, потом еще и Семен Шкаликов. Кончиту много лет играла Елена Шанина, а затем — Инна Пиварс, Алена Хмельницкая, Анна Большова, Алла Юганова и Александра Волкова.
Сцену прощания Резанова с Кончитой, в которой персонажи общаются через переводчика, Марк Захаров считает одной из самых сильных и проникновенных в спектакле. «Этим моментом горжусь, когда я его придумал, готов был кричать себе, как когда-то наш великий поэт: «Ай да Пушкин, ай да…», — вспоминал Марк Анатольевич. — Но в реальной жизни герои могли обойтись и без переводчика, потому что Николай Петрович Резанов был очень образованным человеком, свободно говорил на нескольких языках, в том числе и на испанском».
Как ни странно, но «Юнону и Авось», где звучат церковные песнопения и финальная «Аллилуйя», которую исполняют все участники спектакля, в 1981 году играть разрешили. Марк Захаров с Андреем Вознесенским, написавшим тексты песен для спектакля, даже отправились в Богоявленский собор — ставить свечки Казанской Божьей матери, лик которой является в облаках над декорациями.
«Почему спектакль приняли с первого раза, объяснять не берусь, — размышляет Захаров. — Возможно, его истинно патриотический настрой, замечательная музыка Алексея Рыбникова — все это просто по-человечески понравилось членам строгой комиссии. Какой-то элемент чуда все равно присутствовал, поэтому Вознесенский был прав, предложив мне немедленно отправиться в храм. Нам, в конце концов, разрешили играть «Юнону и Авось» один раз в месяц».