Актриса сделала свой непростой выбор на съемках фильма «Медный всадник России» режиссера Василия Ливанова. В центре сюжета — судьба скульптора Фальконе (Евгений Редько), которому Екатерина Великая доверила создать монумент Петру Первому. Ланская сыграла ученицу Фальконе Мари Анн Колло: «Девушка была влюблена в мастера и боялась ему признаться. Но ради любви она была готова пойти на многое...» Мари Анн втайне вылепила из глины голову Петра Первого, которая никак не удавалась учителю. В итоге именно эта голова стала частью монумента Петру, а вся слава досталась Фальконе. «Лепить меня учили непосредственно на площадке, — рассказала Валерия. — А в кадр вошли скульптуры, созданные нашими художниками-постановщиками. Освоить лепку было несложно. Кстати, когда мне было лет шесть-семь, на лето я ездила к родителям отчима в Молдову и из глины, которой было много рядом с домом, лепила фигурки. А когда они высыхали на солнце, мы устраивали выставку и продавали соседям мои изделия за символическую сумму. Это был первый заработок в моей жизни».
В роли императрицы дебютировала телеведущая Ольга Белова, интригана Бецкова сыграл Евгений Стеблов, архитектора Фельтена — Андрей Соколов. А на роль князя Потемкина режиссер пригласил своего сына Бориса. «Мой отец, Борис Николаевич, в 1953 году исполнил роль Потемкина в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», — рассказал Василий Ливанов. — А теперь образ Потемкина воплощает мой сын. То, что дед и внук играют эту роль, обосновано прежде всего портретным сходством обоих с князем…» Режиссер задумал «Медного всадника России» десять лет назад.
Долго искал деньги, готовился. Съемки шли два года с перерывами в исторических местах Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга. Художником-консультантом картины стала супруга режиссера Елена Ливанова: «Мы с Василием скоро отметим золотую свадьбу. Хотя без разногласий на площадке не обошлось. На портретах Екатерину Вторую изображали в шапке с темным мехом. Но в первой сцене Василий Борисович хотел выделить императрицу и решил, что головной убор будет с белым мехом. Мы поспорили, но я согласилась».
Специально для фильма сшили более 250 костюмов. «Одежда была создана по всем правилам того времени — с корсетами, бельем, кринолинами, — рассказала Ланская. — В ней можно было только стоять, ходить и сидеть на краешке стула. Если надел костюм, то в актерском вагоне уже не прилечь, не отдохнуть... Вот и приходилось весь день терпеть. Хорошо хоть, моя героиня — француженка, и ей дозволялось ходить без парика. Так что прически делали из моих волос». А вот дамские шляпки в фильме настоящие, раритетные, а не заново сшитые.
Во времена Екатерины Второй применяли много белил и румян, что сейчас выглядит как клоунская раскраска. В фильме макияж более тонкий и незаметный. Но все равно на то, чтобы подготовить героев — наряды, грим и парики, — уходило от трех до пяти часов. Одной из самых сложных в фильме была сцена перевозки Гром-камня, пьедестала памятника. В реальности глыба весила две тысячи тонн. Под руководством художника-постановщика Марии Турской Гром-камень изготовили из стеклоткани на металлическом каркасе, 72 точно подогнанных части декорировали живым и искусственным мхом. А для сложной сцены отливки памятника прямо на Сенатской площади пришлось построить специальный литейный цех!