25 февраля российскому режиссеру Алексею Балабанову исполнилось бы 55 лет. Создатель более двух десятков фильмов, среди которых культовые «Брат», «Про уродов и людей» и «Груз 200» ушел в мир иной весной 2013 года. В день рождения режиссера, киноработы которого встречали неоднозначную реакцию у критиков, но у зрителей, в своем большинстве, всегда пользовались успехом, портал «7Дней.ru» решил показать Балабанова глазами его родных, друзей и коллег.
Ирина Балабанова
Ирина Балабанова, первая супруга кинорежиссера, познакомилась с ним в студенческие годы. В интервью журналу «Коллекция. Караван историй» она вспоминала: «Алеша еще студентом был большим оригиналом: мог заявиться в кинотеатр босиком, в каком-то немыслимом прикиде — одним словом, панковал». Семейная жизнь пары была непростой, однако пока чувства жили, Ирина Балабанова полностью «растворилась» в любимом мужчине, не обращая внимания на особенности его характера: «Не помню, чтобы он хоть раз принес цветы. Но мне от Алеши и не нужно было ничего. Лишь бы сам был рядом».
Никита Михалков
Никита Михалков, провожавший Алексея Балабанова в последний путь, поделился
в интервью «Комсомольской правде»: «Значение Балабанова нам еще предстоит оценить, хотя многие понимают его уже сейчас.Он не снял ни одного пустого фильма, хотя не все они нравились публике. Ему удавалось совместить хочу и могу. Некоторые хотят, но не могут, ничего не получается. А у Леши все выходило. Но он был человеком неудобным, всевидящим, мучающимся и мучившим других. Но настоящим художником, общавшимся с Богом».
Виктор Сухоруков
Виктор Сухоруков, сыгравший главные роли в фильмах Алексея Балабанова «Брат» и Брат 2», делился своими впечатлениями о режиссере в интервью журналу «Сеанс»: «Он сложнейшая формула природы: гремучая смесь детскости с цинизмом, упрямства и наивности, беспокойства и равнодушия.
Служение кинематографу награждает его одиночеством, затворничеством, нелюдимостью, эмоциональной скудостью и заметным невниманием к людям вокруг. Эгоист. Улыбка — редкость. Слез я не видел никогда. Редко жалуется на судьбу, но и радуется не часто, и успехами своими не делится даже с теми, кто к ним причастен».
Сергей Сельянов
Сергей Сельянов — российский кинопродюсер, сценарист и режиссер, работавший вместе с Алексеем Балабановым над многими его кинопроектами, рассказывал журналу «Русский репортер» о своем коллеге следующее: «Алеша писал сценарии для себя, чтобы ему было удобно с ними работать. Мне это нисколько не мешало. Такова форма его записи. Ему не требовалось писать, например: «посмотрел на нее с ужасом»…
Он не просто режиссер, который, скажем, замечательно интерпретирует истории, придуманные кем-то. Он автор в полном смысле этого слова. В этом он совпадал с рок-н-роллом, где нет исполнителей, поющих чужие песни, где песня — высказывание. Песня, музыка, исполнитель в одном лице. То же самое и Балабанов. Он полноценный автор практически всех своих фильмов».
Сергей Маковецкий, снимавшийся во многих фильмах Алексея Балабанова, делился своими воспоминаниями о режиссере в интервью изданию «Итоги»: «Он позволял импровизировать, любил, если актер предлагал интересные повороты, но строго следил, чтобы все оставалось в рамках жанра, предложенной им темы».
Рената Литвинова
Рената Литвинова в интервью «Российской газете» рассказала о том, как отреагировала на предложение сыграть главную роль в фильме Балабанова «Мне не больно»: «Меня заинтересовал этот проект в первую очередь из-за имени режиссера.
Балабанов один из самых замечательных режиссеров на нашем пространстве. Если бы не он, я бы, конечно, не углубляла свой актерский путь. Не люблю быть актрисой».
...Алексей Балабанов был человеком немногословным и довольно закрытым для внешнего мира. Он не хвалил свои картины, не считал кино искусством, признавал, что создал лишь один стоящий фильм — «Про уродов и людей».
А в остальных случаях говорил: «Не мне судить. Умру — узнаю».