![можно ли наказывать детей и как правильно это делать](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563701/97.jpg)
Этот материал нам помогли подготовить семейный психолог со стажем и опытом более 20 лет, дипломированный сказкотерапевт и специалист по картам МАК, мастер-специалист ИНП Юлия Слепкова, певица и блогер, мама пятерых детей с педагогическим образованием Анири и герой мультсериала «Команда «МАТЧ» Лев Борисович. Мы узнаем, что такое наказание и как дисциплинировать ребенка без вреда его физическому и психическому здоровью.
Каждый родитель неизбежно сталкивается с ситуациями, когда нужно принять решение: наказывать или не наказывать ребенка? Это, вероятно, не самая приятная часть воспитания. Дисциплинировать детей всегда непросто. Это может расстраивать, нервировать и утомлять, особенно когда имеешь дело с детьми, которые устраивают истерики или вызывающе плохо себя ведут.
![Лев Борисович Лев Борисович](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563703/127.gif)
Наказание – всего лишь один из возможных способов привить ребенку дисциплину. И все же им время от времени пользуется практически каждый родитель. Поэтому важно подумать, как достичь желаемого эффекта в дисциплине, не травмируя детей.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
На мой взгляд, единственная функция, которую должно выполнять наказание, — это обозначение границ допустимого поведения. Не секрет, что в процессе взросления дети пробуют всё «на зуб». Сначала это игрушки, а позже – родительский авторитет. То есть наказание – это, по сути, обратная связь для ребенка, которая дает ему возможность понять и усвоить, какое поведение допустимо, а какое – нет. Когда наказания отсутствуют вовсе, у детей не формируются представления о границах дозволенного. Они не умеют вести себя в обществе, неуважительно относятся к окружающим. Порой такие дети неуправляемы, агрессивны и ни во что не ставят авторитет взрослых. У таких детей проблемы с коммуникацией.
В первую очередь, нужно быть уверенным, что ребенок знает, что он поступает неправильно. Маленьким детям регулярно требуются разъяснения: почему нельзя кидаться посудой, хватать собаку за хвост, таскать за волосы маму и кусать брата.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Мы должны познакомить ребенка с границами и пояснить, почему так делать нельзя, почему это плохо и чем это чревато. И только после того, как мы убедились, что ребенок знает об этих установленных нормах и нарушает их сознательно, – вот только тогда стоит наказывать.
Ребенок, который нечаянно уронил стакан сока, вряд ли заслуживает наказания в любом виде. Адекватной реакцией родителя здесь будет просто дать возможность ему самому устранить последствия своей неловкости. Но такие мелочи могут раздражать, и часто взрослые дают волю эмоциям.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Попробуйте мысленно заменить ребенка на какого-то уважаемого, авторитетного человека и спросите себя: «Стала бы я высказывать претензии этому человеку или нет?». И тут становится понятно, как стоит отнестись к ребенку в этот момент.
В то же время нежелательное поведение нужно корректировать. Но выбирать такие варианты, которые не калечат душу и не причиняют физической и моральной боли.
![Лев Борисович Лев Борисович](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563703/127.gif)
Ребенок должен осознать свою ответственность за совершенный проступок. И из самих наказаний ребенок сделает выводы, поэтому важно подумать о том, какими они могут быть.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Например, при физическом наказании ребенок усвоит, что можно безнаказанно бить того, кто меньше и слабее и, как следствие, будет применять агрессию к животным или менее сильным сверстникам. Когда взрослый причиняет боль, ребенок начинает испытывать страх и приучается не реагировать на наши слова, пока они не подкреплены шлепком, ударом или другим болезненным действием. На своих консультациях, когда я спрашиваю, почему и при каких обстоятельствах вы поднимаете руку на детей, все отвечают, что в этот момент испытывают чувство беспомощности. Взрослые не могут справиться с ситуацией и ощущают, что у них нет другого выхода, кроме как применить физическое насилие. И вот здесь на самом деле вопрос в том, что нужно обучать родителей, как совладать с их эмоциями и воспитывать детей другими методами. Воспользоваться старым испытанным дедовским способом и ударить слабого – легко. А вот чтобы найти другие пути воздействия на ребенка гуманными методами – это уже сложно.
Наказание должно быть логически связано с самим проступком. К примеру, если ребенок ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания лишить его дальнейшей прогулки, а не сладкого.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Часто нежелательное поведение – способ привлечь к себе внимание любой ценой. Для ребенка в таком случае неважно плохое он получил внимание или хорошее — главное, что оно есть. Поэтому иногда достаточно просто не реагировать, и, не достигнув цели, такое поведение угаснет само по себе.
![Анири Анири](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563705/127.jpg)
Я считаю, что детей нужно наказывать. Ни в коем случае не применять физическую силу: ни шлепать, ни давать подзатыльники – нет! Но система наказания совершенно необходима, прежде всего, для безопасности самого ребенка. Что самое сложное для ребенка любого возраста, будь то годовалая кроха или 15-летний подросток? Отсутствие системы. То есть когда один раз что-то делать нельзя, а другой раз – можно. Сегодня родители смеются, глядя, как их малыш отрывает уши овчарке и дергает кота за хвост, а завтра за это же ругают. Сегодня разрешают уехать к школьному приятелю с ночевкой, а завтра начинают категорически запрещать такие поездки. Или другой вариант: мама запрещает, папа разрешает. Нет, и еще раз нет: детям нужно задать четкую систему координат, в которой они совершенно точно будут знать, что можно, чего нельзя, за что влетит, за что похвалят. А как это сделать, тут уж решение за родителями. Можно отключить телевизор, игровую приставку, оставить без прогулки или мороженого – выбирайте сами, в зависимости от возраста ребенка и ситуации.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Наказывая ребенка, подумайте: а что за этим следует? К примеру, ребенок, играя на улице, выбежал на проезжую часть. Родитель зовет его к себе и начинает ругать или даже шлепать. Чему мы научили ребенка в этот момент? Тому, что в следующий раз нужно убежать еще дальше, чтобы не пострадать и избежать наказания. В такой ситуации правильнее было бы сначала похвалить его за то, что он послушался и вернулся обратно, а потом разъяснить опасность и как на самом деле нужно себя вести, чтобы не случилось несчастья.
Строгость наказания должна соответствовать тяжести проступка. Если оно не воспринимается ребенком, то не будет и результата, то есть ребенок должен стремиться избегать его в дальнейшем. Например, если вы в качестве наказания посадили его на 30 минут в угол, то это будет более действенно, чем изолировать его в комнате, наполненной игрушками.
![Лев Борисович Лев Борисович](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563703/127.gif)
Здесь всё как в спорте: иногда своеобразный тайм-аут работает и как дисциплинарная мера, и помогает успокоиться и «переключиться» возбужденному ребенку.
![можно ли наказывать детей и как правильно это делать](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563702/97.jpg)
![Анири Анири](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563705/127.jpg)
Не наказывайте молча, объясните, почему и за что. Это важно для ребенка любого возраста: понимать, что его наказали за какое-то недопустимое действие, но это не значит, что родители его разлюбили или считают плохим. Воспитание детей – это мудрое ограничение, в этом я полностью согласна со знаменитым педагогом Василием Александровичем Сухомлинским, который писал: «Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо».
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Устранение причины нежелательного поведения может стать очень эффективным методом. Он работает, когда потребность ребенка начинает удовлетворяться заранее. Например, мы знаем, что дети капризничают, когда голодны, перевозбудились или устали. И своим внимательным отношением к ребенку можно не дожидаться истерики или капризов и заранее принять действия: накормить, уложить спать и т.д. Еще интересным методом формирования правильного поведения является метод отсутствия — когда подкрепляется всё, что угодно, кроме нежелательного поведения. Например, попробуйте поддерживать и хвалить за достижения, а не ругать за ошибки. Или предложить постоянно хныкающему малышу все время петь песенки. Напевание позитивных мелодий поднимет настроение, а петь и плакать одновременно у него не получится. В качестве наказания можно использовать отмену поощрения. Чтобы вновь заслужить его, ребенок будет стараться вести себя в соответствии с теми границами, которые вы ему определили.
Лишение привилегий может заключаться в ограничении их времени перед экраном, отмене предстоящего похода в парк, временный запрет на какую-либо игрушку.
![Лев Борисович Лев Борисович](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563703/127.gif)
Чтобы внести ясность: вы ни в коем случае не должны лишать плохо себя ведущих детей основных потребностей, таких как здоровая еда или отдых.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Дайте ребенку ощутить последствия его поведения, чтобы это больше не повторялось. Например, если он потратил некоторую сумму без вашего разрешения, то отмена похода в кафе наверняка позволит усвоить, что денег в семье ограниченное количество, а неразумные траты сказываются на бюджете.
В то же время нужно понимать, что некоторые, на первый взгляд, безобидные и даже привычные методы наказаний на самом деле сильно травмируют ребенка.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Психологическое эмоциональное насилие – самое распространенное насилие в семьях. Это периодическое или длительное воздействие родителей, которое приводит к снижению самооценки и утраты веры в себя. Можно выделить несколько форм, например:
- Отвержение – вербальные или невербальные действия, демонстрирующие непринятие ребенка, принижающие его достоинство;
- Враждебное отношение, преуменьшение его ценности, унижения (в том числе публичные);
- Высмеивание;
- Постоянная критика в его адрес;
- Терроризирование, когда ребенку говорят что-то вроде «Из-за тебя я бросила работу», угрозы поместить его в опасное место, постановка сверхсложных задач с угрозами за невыполнение («сдам в детский дом», «выкину игрушки»);
- Изоляция – необоснованные действия, направленные на лишение встреч или общения со сверстниками или взрослыми (например, запрет на встречи с папой, другом и т.д.).
Есть масса вещей, которым родители обучают ребенка, обходясь без наказаний. Всем удается объяснить, зачем закрывать кран, что нужно разуваться у порога, одеваться на улицу. Всякий раз, когда ребенок «не слушается», это значит, что суть вопроса не донесена.
![Юлия Слепкова Юлия Слепкова](http://cdn.7days.ru/pic/5e6/999964/1563704/127.jpg)
Нужно стараться вознаграждать за хорошее, делать это при каждой возможности. И тогда отмена «пряника» вполне сможет заменить «кнут». Выбор всегда остается за родителями!