Дневники «Кинотавра». Часть 4: Россия моя коммунальная!

Зимний уральский вестерн, плюс две притчи: одна хорошая, другая не очень.
Иван Афанасьев
|
23 Сентября 2021
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Четвертый день «Кинотавра» начался ударно – с Павла Деревянко в образе бандита; снежные просторы «Подельников» Евгения Григорьева нехило так контрастировали с солнечным Сочи. Потом пришло время вернуться в прошлое – к «Общаге» Романа Васьянова. А потом и вовсе попасть в безвременье у черноморского побережья – в «Море волнуется раз» Николая Хомерики. Об удачах и провалах четвертого дня рассказывает кинокритик Иван Афанасьев.

«Подельники»: волк волку не человек

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

В сибирскую глухомань, на свою родину, приезжает Виктор, мастер спорта по биатлону, и его жена Настя. В первую же ночь они становятся свидетелями преступления: местный  криминальный авторитет Витя Людоед убил художника во время пьянки. Оставшийся без отца мальчик Илья сразу понимает, кто тому виной, но окружающие предпочитают отмалчиваться, а полиция смотрит на это сквозь пальцы. Заручившись поддержкой Виктора, Илья решает убить Людоеда.

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Удивительная, бьющая ключом (в данном случае – разводным, по голове, с размаху) екатеринбургская энергетика знакового документалиста Евгения Григорьева чудесным образом нашла применение и в его игровом дебюте. В «Подельниках» рассказывается реальная история, поэтому и актеры у него, в основном, непрофессиональные, взятые из жизни: главного героя, мужественного и хрупкого одновременно мальчика Илью, играет 13-летний Ярослав Могильников из пермского города Лысьва.

Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев, фото
Кадр из фильма «Подельники», реж. Евгений Григорьев
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Эта история о мести наполнена удивительной теплотой и человечностью, несмотря на мрачную основу. Хоть все вокруг занесено снегом, а борода Павла Деревянко регулярно зарастает инеем, от «Подельников» не тянет холодным флером классических revenge-триллеров а-ля «Убить Билла» или «Олдбой». Это фильм, в первую очередь, о человеческом неравнодушии, центром которого является герой Юры Борисова – у которого, кажется, талант играть вообще кого и что угодно, но оставаться собой.

«Общага»: панельного неба краюха

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Свердловск, 1984-й год. В общежитии неназванного университета трагедия: спрыгнула с крыши местная студентка. Перед этим Забела, отличник-первокурсник, увидел, как девушку пытался изнасиловать (видимо, успешно) муж комендантши. Незадолго до этого ему был передан ключ от чердака, с которого, очевидно, и прыгнула девушка, потому что дверь была не заперта. Отличника и его друзей, ответственных за чердак, выдворяют из общаги, но они пытаются вернуться и выяснить, что же произошло.

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Снятый по дебютному роману Алексея Иванова «Общага-на-крови», режиссерский дебют российского и голливудского оператора Романа Васьянова, работавшего до этого над «Отрядом самоубийц» и «Стилягами», поражает своей скромной выразительностью. Как говорил он сам, «ничего, кроме стен и лиц героев в фильме нет, но есть стиль». Это правда: «Общага» говорит о России как о большой коммуналке и делает это лаконично и без обвинений.

Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов, фото
Кадр из фильма «Общага», реж. Роман Васьянов
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Прекрасные артисты – особенно хорош Илья Маланин, у которого до этого толком не было выдающихся ролей – разыгрывают маленькую модель нашей с вами родины, в которой все от мала до велика живут под постоянным страхом выселения. Не обязательно буквального – вернуться в общагу не так уж и сложно, да и можно договориться, устроившись «шестеркой» для грозной комендантши (очередное блистательное чудовище Юлии Ауг). Сложно при этом что-то не потерять по дороге.

«Море волнуется раз»: я волна, новая волна

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавтра"

Саша и Коля – молодые ребята в отношениях, решившие попробовать пожить на отшибе цивилизации в маленьком домике у берега Черного моря. По прибытии выясняется, что они не были готовы к такому серьезному шагу. Но деваться некуда и вечно ссорящиеся влюбленные учатся притираться друг к другу. В один момент они отправляются разведать территорию вокруг и натыкаются на дом, где живет взрослая пара, уж больно напоминающая им самих себя, но в будущем.

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Притчеобразной структурой можно (попробовать) оправдать все. Отсутствие внятной драматургии: «у нас тут сюжет вне времени, товарищи!». Отсутствие внятного развития персонажей: «это про архетипы, господа!» (или стереотипы, ага). Общую неудачу от фильма: «попытайтесь это почувствовать» – такой совет дал Николай Хомерики зрителям перед показом. Спасибо, Николай, что бы мы без вас делали. Но мы бесчувственные сволочи, а потому не смогли проникнуться вашей новой картиной.

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики, фото
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Фото: Пресс-служба "Кинотавра"

Вслед за своим идейным вдохновителем Леосом Караксом Хомерики, режиссер мудреного авторского кино («Сердца бумеранг»), решает превратить абьюзивные отношения двух не стреляных молодых людей в эдакую романтическую виньетку. У них нет прошлого, нет настоящего, а их будущее в лице Андрея Смолякова и второй за день Юлии Ауг тоже скоро умрет. Во снах Саше (ее играет в полутора эмоциях Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего) является гигантская волна, которая вот-вот ее накроет. Вот бы и нас, зрителей, накрыло этой волной и вымыло из зала, где показывают такое прекрасное кино.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров