![«Стражи Галактики. Часть 2», 2017](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551675/86.jpg)
С компьютерной графикой современный человек сталкивается каждый день: она используется для создания рекламных материалов, игровых персонажей и миров, а еще в научной сфере — для моделирования, анализа данных и прочего. Конечно, без графики не обходится и киноиндустрия. Разбираемся, как она помогает в создании фильмов и сериалов и как вообще пришла в эту отрасль.
Краткая история возникновения и развития
![кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день», 1991 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551473/86.jpg)
Компьютерной или же машинной графикой называют область деятельности, в которой компьютеры используются для создания и обработки изображений. Ее история начинается с изобретения вычислительной техники. Конечно, на первых экземплярах невозможно было работать с графикой, для этого просто не было специальных инструментов. Однако вычислительные машины все же использовались.
Первая графика была не слишком эффектной: в сороковые она выводилась на принтер в виде текста, напоминающего изображение на определенном расстоянии. Возможности графики быстро росли: уже в начале шестидесятых была создана первая компьютерная игра с графикой («Spacewar») — делали ее порядка 200 часов. Тогда же придумали и сам термин «компьютерная графика», это сделал У. Феттер, сотрудник компании Boeing.
Шестидесятые стали десятилетием больших проектов и открытий в этой области. Айвен Сазерленд создал Sketchpad — первый графический интерфейс, в котором можно было рисовать точки, линии и окружности. В нем также поддерживались такие базовые действия, как перемещение или копирование. Тогда же компьютерную графику впервые использовали в кинопроизводстве — для создания титров к фильму.
Все это способствовало привлечению внимания крупных корпораций и, конечно, стимулировало развитие в области технической поддержки компьютерной графики и самих компьютеров в том числе. Первая графика была векторной — формировалась из тонких линий. После появилась растровая графика, в которой изображения на экране были представлены в виде матрицы однородных элементов, то есть пикселей. Вторая получила более широкое распространение.
![кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда», 1977 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551467/87.jpg)
Вскоре исследователи и ученые сосредоточились на проработке алгоритмической стороны компьютерной графики. В 70-х произошел резкий рывок в развитии вычислительной техники и, как следствие, в индустрии компьютерных игр. В то же время графику начинают все чаще использовать на телевидении и внедрять ее в киноиндустрию. Так, на студии Lucasfilm появляется отделение компьютерной графики.
Теперь предстояла работа над графикой в сторону большей реалистичности. Открытий было много: от первых алгоритмов текстурирования криволинейных поверхностей и микрорельефов до создания изображения полупрозрачной поверхности.
Компьютерная графика в кино или Первые шаги графики в кинематографе
![кадр из фильма «Мир Дикого Запада», 1973 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551466/87.jpg)
Как мы уже сказали, впервые ее задействовали при работе над титрами к фильму — это было в 60-х. В начале следующего десятилетия в кино впервые появился компьютеризированный эпизод — в картине «Мир Дикого Запада» — с целью показать зрителю, что видит робот. Длился эпизод 10 секунд, а потребовал 4 месяца подготовительной работы и еще 8 часов компьютерной обработки. Все отснятые кадры обрабатывались на компьютере посредством пикселизации, а после покадрово переводились обратно на пленку. В сиквеле этой ленты — фильме «Мир Будущего» — использовалась более объемная компьютерная графика.
![кадр из фильма «Мир Будущего», 1976 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551465/86.jpg)
К девяностым компьютерная графика уже прочно внедрилась в киноиндустрию, хотя изначально Голливуд не особо воспринимал ее всерьез. Переменам поспособствовал «Трон» (1982) Стивена Лисбергера — в этой картине была использована лучшая графика того времени. Уже спустя три года появился первый трехмерный персонаж в фильме «Молодой Шерлок Холмс», а еще через год — недавно отделившаяся от Lucasfilm молодая студия Pixar создала полностью компьютеризированный мульт «Люксо-младший». Помните лампу из заставки студии? Она пришла именно из этого мультфильма, где две настольные лампы играют с мячиками, и «младший» сдувает один, прыгнув на него сверху. Этот короткий мультик произвел фурор и показал всем реальные возможности компьютерной графики.
![кадр из мультфильма «Люксо младший», 1986 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551457/86.jpg)
Так графика стала основным направлением для создания реалистичных спецэффектов. Зрителю открывается мир «Терминатора», в котором человекоподобный робот способен переходить в жидкое состояние. В фильме «Парк Юрского периода» появляется 3D-модель брахиозавра с проработанной текстурой кожи, а в «Титанике» — фотореалистичная вода и эффект морозного дыхания.
![кадр из фильма «Парк Юрского периода», 1993 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551464/86.jpg)
За ними последовала «Матрица», где впервые в кинематографе использовали прием bullet time, который помог создать эффект замедленного падения. «Властелин колец» тоже стал первооткрывателем, ведь в фильме использовали технику захвата движения «motion capture».
![кадр из фильма «Властелин Колец: Две крепости», 2002 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551455/87.jpg)
На сегодняшний день эти технологии развиты настолько, что на экране можно воссоздать глобальные катастрофы, воплотить самые разные фантазии, а еще заглянуть в будущее — посетить выдуманные инопланетные миры, совершая космические путешествия.
Каким кино было до компьютерной графики
![кадры из мультфильма «Юмористические выражения смешных лиц», 1906 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551456/86.jpg)
Первый фильм был снят в 1895 году, так что почти полвека индустрии нужно было как-то создавать визуальные эффекты — даже самые простые помогали делать кино более увлекательным и интересным.
Одним из первых методов, что неудивительно, стала анимация — прообраз современной компьютерной графики. Первым анимационным фильмом считают «Юмористические выражения смешных лиц» (1906). Среди других методов создания визуальных эффектов числятся миниатюры, костюмы и механические устройства.
![кадр из фильма «Путешествие на Луну», 1902 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551461/86.jpg)
Что касается миниатюр, техника их создания зародилась одновременно с анимацией. Все объекты, невозможные для реального мира, сначала воссоздавали в уменьшенном масштабе из бумаги, картона и всего, что попадется под руку. «Путешествие на Луну» (1902) Жоржа Мельеса стало первым фильмом о космосе, в котором были задействованы миниатюры. Даже с появлением компьютерной графики от них не смогли отказаться.
![кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551458/86.jpg)
Например, знаменитый Хогвартс из серии фильмов «Гарри Поттер» — хорошо детализированная миниатюра. Правда, сложно назвать миниатюрой построение, которое простирается на 15 метров. Готэм Тима Бертона, крепость Минас Тирит из «Властелина Колец» — тоже тщательно проработанные модели.
Компьютерная графика в современном кинематографе
Неотъемлемая часть кинематографа — такую красивую роль играет компьютерная графика сегодня. Сейчас ее используют повсеместно: не только в эпизодах, где невозможно изобразить происходящее без компьютерных программ, но и в других случаях, когда можно было бы обойтись декорациями, гримом, костюмами. С компьютерными героями легче работать — им не нужны перерывы и огромные гонорары, разве что их создателям.
![кадр из сериала «Кибердеревня» фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551459/86.jpg)
В новом роуд-муви Кинопоиска «Кибердеревня» о фермере Николае и его путешествии невозможно было обойтись без графики. Там и ферма на Марсе, и роботы-помощники, и киберберезки, контролирующие погоду. Весь этот проект начинался с небольших роликов, которыми режиссер сериала Сергей Васильев занимался в качестве хобби. «Я занимаюсь компьютерной графикой на студии визуальных эффектов, и в этой профессии так заведено, что, помимо работы, люди делают просто для себя еще какие-то компьютерные видеозарисовки. Это обычно небольшие видео по 10-15 секунд, которые выкладывают в социальные сети в качестве портфолио. Ты делаешь работу, люди смотрят, репостят, это появляется на тематических ресурсах, посвященных визуальным эффектам?», — поделился Сергей Васильев в одном из интервью. По его словам, работа команды над графикой в этом проекте заняла почти семь месяцев, а некоторые эпизоды практически полностью состоят из нее. Над графикой сериала работало свыше ста человек из порядка десяти разных студий.
![Кадр из сериала «Эпидемия», режиссер
Павел Костомаров фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551463/87.jpg)
Сергей Васильев также работал над созданием графики для многих российских проектов, среди которых «Эпидемия», «Блокпост», «Ледокол» и «Перевал Дятлова». В последнем, например, в помощи компьютерной графики нуждался пейзаж — в сцене с проездом поезда. С 1959-го года ландшафт изменился, а для достоверности картины была необходима заснеженная природа. С помощью графики трехмерный лес смогли воссоздать таким, каким он был без современных дорог, столбов и построений.
![кадр из фильма «Ледокол», 2016 фото](http://cdn.7days.ru/pic/702/998202/1551460/86.jpg)
Часто на одном и том же проекте задействовано сразу несколько студий, и в России их немало. Над графикой «Ледокола» работали порядка пяти студий, среди которых Studio Amalgama VFX, Film Direction FX, Argunov Studio. Один только айсберг по ходу фильма требовал много внимания: постоянных доработок, перерисовывания, добавления деталей и фактур. Рассмотреть айсберг в фильме и удивиться реалистичности графики можно на Okko, START и других стримингах.
Компьютерная графика с самого момента своего появления стала неотъемлемой частью технического прогресса и была задействована в самых разных сферах. Она практически моментально внедрилась в киноиндустрию и уже долгие годы остается востребованной.