В это сложно поверить, но Чебурашке уже 55 лет. Эдуард Успенский придумал лопоухого чудика из коробки с апельсинами в 1966 году. Но этот герой, как и многие другие персонажи детских книг, стал любим миллионами советских детей, благодаря мультфильмам. Вспоминаем, как и когда появились легендарные анимационные персонажи, с которыми мы провели свое детство.
Кот Матроскин
М\ф «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино»
По данным опросов, именно Матроски – один из самых популярных мультперсонажей детей, выросших в Советском Союзе. Хотя если бы подобные опросы проводились лет 40 назад, когда эти самые дети росли, герой вряд ли сумел бы войти даже в топ-3. А все потому, что именно с возрастом понимаешь и начинаешь ценить его ироничность, мудрость и прагматичность, в отличие, например, от доброго, но простоватого Шарика.
Матроскин получил свою фамилию не случайно. Когда Эдуард Успенский придумывал образ, то почему-то ассоциировал его с режиссером сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолием Тараскиным. Возможно, поэтому именно кот стал одним из самых «человечных» животных в фильме. Автор даже просил у того позаимствовать фамилию, но получил отказ, – боялся, что засмеют.
Первые два выпуска про простоквашинцев вышли с разницей в два года. В первом – «Трое из Простоквашино» – образ кота создал художник-мультипликатор Николай Ерыкалов, во втором – «Каникулы в Простоквашино» – Аркадий Шер. Многие замечали, что облик героев изменился, но для кота перемены пошли только на пользу, – шапка, шарф и валенки ему были очень к лицу.
Волк
М\ф «Ну погоди»
Пожалуй, самый популярный советский мультфильм, который, впрочем, с удовольствием смотрят даже современные дети. Волка невозможно было не любить, ведь он просто олицетворение всего, что в СССР запрещалось, осуждалось и порицалось, – тем он и брал, в отличие от приторно правильного, хоть и ловкого зайца. Ну и, конечно, Волка было жаль, а за обиженных и угнетенных, как учили в школе, следовало заступаться.
Пилотный выпуск был снят в 1969 году для киножурнала «Карусель», который обычно крутили перед полнометражными детскими фильмами в кино. Сценарий написали сразу для трех эпизодов, но браться за «такую глупость» почему-то никто не хотел, – сценаристам отказали сразу несколько режиссеров. Согласился один, – тот самый Вячеслав Котеночкин, имя которого оказалось вписано в историю мультипликации вместе с сериалом.
Разговаривать Волк мог бы голосом Владимира Высоцкого. Именно ему первому режиссер предложил озвучить хулиганистого персонажа. Но руководство студии встало в позу, – где опальный поэт, а где советские дети. В итоге роль досталась Анатолию Папанову. Артист позднее признавался, что мультяшный герой едва не перечеркнул его прошлые заслуги в кино. Когда «Ну, погоди!» стали популярны на улице его узнавали, но ассоциировали исключительно с Волком.
Чебурашка
М\ф «Крокодил Гена», «Шапокляк», «Чебурашка идет в школу»
Чебурашка – любимый герой сразу нескольких поколений родителей и детей, причем не только на территории нашей страны. Кто бы что ни говорил про кукольную анимацию, этого малыша обожают даже в самых удаленных уголках планеты. Наивный, бесконечно добрый и абсолютно преданный, – только с такими и хочется дружить.
Придуманный Эдуардом Успенским он был воплощен на «Союзмультфильме» целой командой аниматоров, но наибольший вклад, как известно, внесли режиссер Роман Качанов* и художник Леонид Шварцман. В книге внешность странного существа, путешествующего в коробке с апельсинами, описывалась так, что выходил зверек наподобие лемура. И да, у куклы-Чебурашки поначалу даже был хвост. Но он постоянно мешал в работе, поэтому аниматоры решили от него избавиться.
В трех фильмах снимались три разные куклы. По словам директора «Союзмультфильма» Бориса Машковцева, работа у актеров была тяжелейшая. Так как фигурки часто падали, их крепили к столу надежно, но не особо бережно. По 8-10 часов они проводили под мощными осветительными приборами и за фильм сильно изнашивались. Одну из кукол, – Чебурашку из самого первого мультика – в день рождения героя, 20 августа, студия показала в тематическом «Союзмультпарке» на ВДНХ в Москве.
Тем, кто посетил парк именно в этот день, повезло. Гости смогли сфотографироваться с ростовыми куклами из легендарного мультфильма, записать видеообращение, увидеть, как Чебурашку поздравляют другие персонажи студии, продегустировать парфюмерный аромат, выпущенный в его честь. Кстати, пахнет «Чебурашка» сладкими апельсинами. А сами фрукты раздавали посетителям в подарок, – для этого была закуплена целая тонна.
По мнению Машковцева, популярным Чебурашка стал не просто так.
«Чебурашка – личность. С одной стороны, это персонаж вымышленный, а с другой, он про каждого из нас. Потому что все мы рано или поздно чувствуем себя Чебурашкой. Ты попадаешь в новый город, в новую среду, никого там не знаешь и хочешь найти друзей. В каждом возрасте мы с этим сталкиваемся, поэтому Чебурашка герой не только для детей, но и для взрослых», – сказал он.
Однако тот Чебурашка, которого мы все знаем и помним, – это все-таки герой из прошлого. А современным детям нужны новые истории, считают на студии.
«Очень рискованно прикасаться к нашим классическим героям, в то же время Чебурашка – как раз тот персонаж, с которым могут происходить новые истории. И это одно из условий, чтобы он продолжал жить», – считает Машковцев.
Известно, что в настоящий момент снимается полнометражный фильм, где Чебурашка – один из персонажей. Киностудия Yellow, Black&White держит в секрете все подробности производства. Но в одном из интервью Елена Яковлева призналась, что ей предложили роль Шапокляк.
Карлсон
М\ф «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся»
Еще один очаровательный возмутитель спокойствия, который позволяет себе нарушать буквально все существующие границы и правила. Такой не мог не полюбиться советским детям, живущим в строго регламентированном мире и дома, и в школе, в транспорте и даже на улице. Несмотря то, что история случилась в далеком Стокгольме, одиночество Малыша, до которого никому из взрослых нет дела, была очень понятна в советских реалиях. А такой друг, как Карлсон, вызывал настоящую зависть.
Два мультфильма про «умного, красивого и в меру воспитанного мужчину в самом расцвете сил» вышли с разницей в год и включают лишь малую часть историй, написанных Астрид Лингрен. То, как наш герой выглядит, целиком и полностью заслуга художника Анатолия Савченко. Он никогда не видел изображений этого пухляка с мотором, – художнику дали текст и больше ничего.
Озвучил персонажа Василий Ливанов, но сразу распознать артиста не всем удается. Его голос ускорен в полтора раза. Существует история, что Ливанов изначально вообще не собирался пробоваться на озвучивание мультфильма. Он просто заходил к мультипликаторам играть в шахматы. После очередных неудачных проб режиссер Борис Степанцев пожаловался актеру, что никто не подходит, и тот, дабы утешить товарища, предложил себя. Так все и сложилось.
Когда в 90-е россияне впервые увидели Винни-Пуха в исполнении студии Диснея, многие были в шоке, – это был совсем не тот герой, к которому многие привыкли в советских мультфильмах. У нашего был характер, изобретательность, совершенно безумные, но очаровательные песни-вопилки. Да, он отличался полным отсутствием такта, но шутил с таким серьезным лицом (или мордой), что выходило еще смешнее.
Мультипликатор Федор Хитрук, ранее подаривший детям льва Бонифация, по-настоящему гордился своим героем. В 1976 году за его создание он был удостоен Государственной премии. Режиссер рассказывал, что когда Евгений Леонов пришел пробоваться на озвучивание персонажа, то настолько вжился в роль, что позднее аниматор, рисуя Пуха, срисовывал мимику с лица актера. А знаменитая неуклюжая походка вообще получилась случайно, по ошибке, – мультипликаторы просто неправильно синхронизировали руки и ноги.