«Вы совсем с ума сошли, что ли?» – так эмоционально отреагировал французский режиссер Николя Филибер, узнав о своей победе. Вопрос был, конечно, с юмором, но в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки. Потому что действительно ни на какие главные награды картина Филибера «На Адаманте» рассчитывать не могла: во-первых, потому что документальная, а во-вторых, потому что действительно про сумасшедших. Но жюри посчитало иначе.
Возможно, дело в том, что наша реальность стала интереснее любого вымысла, а жизнь все больше напоминает сложносочиненный триллер в ускоренной перемотке. Герои «На Адаманте», впрочем, живут не во внешнем мире, а в своем, внутреннем: пациенты с разного рода психическими расстройствами, они обитают на этой странной лодке «Адамант», курсирующей по Сене, рисуют картины, смотрят и обсуждают Феллини (у него «И корабль плывет», у них – «лодка плывет»). Просто живут, не справляясь поминутно о новостях и не ожидая в ближайшем времени конца света, как большинство из нас.
«На Адаманте» получил «Золотого медведя», но на Берлинале большинство статуэток из другого драгметалла. Председатель жюри Кристен Стюарт (уже давно не просто звезда «Сумерек», а интеллектуалка и умница, свободно чувствующая себя как в Голливуде, так и в европейском кино), кажется, намеренно игнорировала потенциальные зрительские хиты и фильмы со звездами. Ничего не получили американо-корейские «Прошлые жизни» о неслучившейся любви двух бывших одноклассников (зато, возможно, этот фильм покажут в России). Был проигнорирован «BlackBerry» – байопик о создателях первого смартфона. Даже такой, казалось бы, иконе интеллектуального арт-хауса, как Маргарет Фон Тротта, не досталось ничего. А ведь ее картина «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» – это история романа двух известных писателей-философов: собственно, самой Бахман (ее сыграла Вики Крипс) и Макса Фриша.
Но «Серебряного медведя» получила социальная драма «Плохая жизнь» – о женщинах нескольких поколений, что содержат семейный отель (одна из них тоже, кстати, ментально нездорова). «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру («Большая колесница») достался французскому патриарху Филиппу Гаррелю, который у нас больше известен как папа красавчика Луи Гарреля (в фильме Луи тоже играет вместе со своими братом и сестрой). Все были в восторге от решения жюри выдать приз за лучшую главную роль 9-летней малышке Софии Отеро (в фильме «20 тысяч пород пчел» она играет… мальчика). А «Серебряного медведя» за роль второго плана взяла 23-летняя Теа Эре («До конца ночи»).
Берлинале – самый «политизированный» фестиваль из «большой тройки» (туда еще входят Венеция и Канны) – еще раз доказал, что в мире царит разнообразие, что мир не зацикливается на англоязычном развлекательном кино с непременными звездами и столь же непременным хэппи-эндом. Очень надеемся, что частичку этого разнообразия покажут со временем и у нас.