Картина «Жестокие игры», ставшая современной экранизацией романа Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи», вышла на экраны в 1999 году. Главные роли в ней исполнили Райан Филлипп, Риз Уизерспун и Сара Мишель Геллар.
Фильм завоевал сердца зрителей благодаря проникновенной игре актеров и пронзительной истории любви, которая закончилась настоящей драмой. Эксперт «7Дней.Кино», психолог, психоэнергет, кинотерапевт Instagram* Людмила Стениловская проанализировала отношения персонажей картины и характер центрального персонажа, судьба которого обернулась трагедией. Так почему же герою не оставили шанса на счастливое будущее? Слово нашему эксперту.
Фильм «Жестокие игры» сразу знакомит нас с главным героем Себастьяном Вальмонтом, лежащим на кушетке в кабинете психолога, но далеко не затем, чтобы разобраться в себе. От своих чувств он бежит, как от огня, и неосознанно очень боится соприкоснуться со своими «слабостями» и уязвимостью.
Себастьян – сын постоянно занятых родителей-бизнесменов. Глядя на него и его сводную сестру Кэтрин, с легкостью можно сказать, что их родители всегда хотели видеть только самую «красивую сторону» своих детей и никогда не принимали их во всех проявлениях. Отсюда стремление Себастьяна казаться хорошим для окружающих, но за закрытой дверью «отрываться по полной».
Многое из того, что мы видим на экране, может вызвать негодование и осуждение: отсутствие морали, зависимости, беспринципность и безнравственность. Но давайте посмотрим не на верхушку айсберга, а на его основание. Ведь вполне может показаться несправедливым то, что Себастьян, встретив свою первую любовь Аннет и встав на «путь исправления», тут же попал в аварию с трагичными последствиями.
Себастьян неосознанно всю жизнь бежит от самого себя. Проявить свои слабости и истинные чувства опасно для него, ведь он сам (как и родители в детстве) не может принять себя таким, какой он есть – со всеми гранями своей личности. Чтобы не сталкиваться с душевной болью, он наращивает «жесткий панцирь» и прячется за образом успешного, самодостаточного и властного мужчины, которому не нужны близкие отношения и любовь. Кстати, на этом фоне у Себастьяна ярко выражены проявления социопатии: он принимает решения, основываясь только на своих интересах, не задумываясь о том, как его поступки влияют на других и их чувства, включая тех, с кем он состоит в отношениях. Его поведение изобилует ложью, манипуляциями, импульсивностью и раздражительностью.
На поддержание образа и сдерживание истинных чувств и переживаний уходит много сил и психической энергии. Себастьян неосознанно пытается компенсировать внутреннюю пустоту вниманием большого количества женщин, любовными приключениями и алкоголем, но это не помогает. Интереса в жизни становится все меньше, вместе с «негативными» эмоциями и чувствами блокируются и «позитивные» — испытывать глубокую радость и удовольствие уже не получается, начинает проигрываться жизненный сценарий под названием «не живи».
На этом фоне Себастьян встречает Аннет. Их отношения строятся на лжи и манипуляциях, но вместе с тем искренность и принципы Аннет не оставляют Себастьяна равнодушным. Он видит в Аннет человека, способного принять его со всеми недостатками и несовершенствами, и начинает чувствовать что-то новое для себя. Кажется, что все может измениться и любовь спасет главного героя.
Себастьян не умеет строить доверительные и близкие отношения с девушками и, более того, не знает, как взаимодействовать и справляться с новыми возникшими чувствами. В отношениях с Аннет он не выбирает для себя учиться всему этому и, возможно, неосознанно начинает делать все, чтобы разрушить отношения: лжет, специально делает больно другим и принимает множество неправильных и болезненных для себя решений.
Все происходящее в жизни Себастьяна закономерно и полностью соответствует тем выборам, которые он делает изо дня в день. Он выбирает бежать от себя и своих истинных чувств, защищаться от других людей, жить во лжи и бесконечных играх, проигрывать жизненный сценарий «не живи», страдать и не разбираться с этим, делая вид, что все прекрасно, и каждый день запутываться еще больше. Пусть и неосознанно, но Себастьян выбирает жить на эмоциональных качелях и в небезопасности. А различные несчастные случаи, в том числе с трагичным исходом, в такой картине мира, — к сожалению, чаще всего, лишь вопрос времени.