![«По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330035/86.jpg)
«Летят журавли», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Иваново детство», «Иди и смотри» – всего несколько примеров отличных советских картин о Великой Отечественной войне, которые известны не только у нас, но и за рубежом. Западные же режиссеры подарили нам не меньше шедевров на ту же тему: «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера», «Ярость», «Дюнкерк». Все эти фильмы мы знаем и любим.
Однако сегодня мы подготовили подборку менее известных, но не менее заслуживающих внимания картин (как наших, так и чужестранных) о Второй мировой войне и ее последствиях.
1. «По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016)
![«По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330036/86.jpg)
Мэл Гибсон известен не только тем, что сыграл в том самом фильме, где самоуверенный мужчина читает мысли женщин, но и голливудским размахом своих собственных картин. Масштабы выбираемых им тем почти всегда исключительны: исчезновение целой цивилизации, борьба за свободу и независимость, подлинная история Иисуса Христа. Стоит ли удивляться, что и мимо самой разрушительной и кровавой войны XX века он в своей режиссерской карьере пройти не сумел.
В основе последней на данный момент работы Гибсона лежит реальная история Десмонда Томаса Досса, героя американской армии времен Второй мировой войны и первого отказника по соображениям совести, который получил высшую военную награду США — медаль Почета. Десмонд принял веру адвентистов седьмого дня, но добровольно согласился идти на фронт, чтобы спасать людей не оружием, а религией.
Убежденный католик Мэл Гибсон сделал все, чтобы «По соображениям совести» больше напоминал притчу, чем реалистическое произведение. Однако не обошлось в фильме и без зрелищных батальных сцен, демонстрирующих героизм солдат и жестокость их врагов японцев.
Отдельная похвала – для Эндрю Гарфилда, исполнившего в картине главную роль. Его игра ожесточена и одухотворена одновременно. Догадываемся, что многим нынешняя карьера Гарфилда кажется провальной, однако хотелось бы возразить. За последние годы актер успел сыграть у Гибсона, Скорсезе, в десятке независимых кинопроектов, а также, надеемся, появится в будущем «Человеке-пауке» вместе с Томом Холландом и Тоби Магуайером.
2. «Рабочий поселок» Владимира Венгерова (1965)
![«Рабочий поселок» Владимира Венгерова (1965) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330037/86.jpg)
Этот фильм, поставленный в светлую оттепельную эпоху при содействии тогда еще совсем юного Алексея Германа, не содержит каких-то немыслимых открытий в плане киноязыка. Однако отличается свойственным оттепели показом другой, далеко не героической стороны войны.
Отвоевавший свое Леонид возвращается в родной поселок, жизнь в котором худо-бедно, но входит в привычное русло. У Леонида есть семья, но больше нет зрения, а значит – и возможности честно трудиться. В попытках отыскать смысл своей новой жизни герой тянется к бутылке, теряет жену и уважение односельчан.
Черно-белая, неспешно тянущаяся лента чуть ли не впервые в советском кино выражает идею о том, что люди возвращаются с войны не героями, но калеками. «Рабочий поселок» Венгерова, конечно, далеко не «Таксист» Скорсезе, в котором эта мысль была доведена до ума (а точнее – безумия), но определенно заслуживает внимания.
3. «Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценберг (2018)
![«Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценберг (2018) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330033/86.jpg)
Парадоксальная и трогательная комедия о Холокосте (да-да, вы не ослышались) от режиссера-дебютантки Элиз Отценберг была впервые показана миру на Московском кинофестивале в 2018 году. Тогда этот необычный фильм о поиске давно забытых воспоминаний завоевал приз ФИПРЕССИ.
Герои картины Анна и Адам – молодая семейная пара парижан с еврейскими корнями, они решают отдохнуть от вечных криков первенца в романтическом путешествии. Вот только маршрут для этой поездки доверили составить Анне, а она, к несчастью для супруга, выбрала не самую очевидную локацию – Польша, места массовой расправы над еврейским народом во времена Холокоста. Когда-то ужасные события в этой самой местности пришлось пережить бабушке Анны, но она сумела сбежать во Францию и всю оставшуюся жизнь старалась стереть память о тех ужасных моментах и собственных корнях. Внучка же собирается пройти тропами, по которым некогда бежала ее родня, чтобы обрести утраченную связь с прошлым своей семьи.
Душераздирающий посыл «Медового месяца в Згеже» филигранно разбавляется теплым юмором. С легкостью и невозмутимостью режиссер и актеры вплетают комические моменты между почти трагедийными кадрами расхищенного вандалами еврейского кладбища. Юмор здесь высокую тему не опошляет и не снижает, напротив – именно он позволяет на уровне контраста описать то, что кажется невыразимым. Без демонстрации искалеченных тел, крайних проявлений антисемитизма и кровоточащих ран истории.
4. «День зверя» Михаила Коновальчука (2010)
![«День зверя» Михаила Коновальчука (2010) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330031/86.jpg)
Очень смелая работа малоизвестного российского режиссера и сценариста Михаила Коновальчука. В «Дне зверя» он на первый план выводит собственную попытку разобраться в природе человечности и жестокости, найти ту самую точку, когда одно с легкостью превращается в другое.
В центре сюжета – брошенный и забытый немецкой армией юноша-снайпер из гитлерюгенда. Он остался совсем один в декорациях разрушенного и опустошенного советского города после того, как остальные его однополчане начали отступать. Внезапно в свои дома начинают возвращаться местные жители, среди них – еврейская семья с пятнадцатилетней девочкой. Немецкий солдат, стараясь не выдать себя, следит за чужой жизнью через прицел винтовки и постепенно начинает влюбляться в свою сверстницу. Но близится День зверя...
Оговоримся сразу: Коновальчук ни в коем случае не оправдывает никакие действия немцев, однако пытается разобраться в их психологии, напоминая зрителю – на той стороне тоже воевали люди. Поэтому во время просмотра подсознание едва ли начнет подсказывать вам магнетические строки из «Убей!» Ильи Эренбурга.
5. «Тайная жизнь» Терренса Малика (2019)
![«Тайная жизнь» Терренса Малика (2019) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330038/86.jpg)
Терренсу Малику, чей последний фильм «Тайная жизнь» получил две гуманистические награды на Каннском кинофестивале в 2019 году, о событиях Второй мировой говорить пришлось уже не в первый раз (помним «Тонкую красную линию»). И все же «Тайная жизнь» получилась особенной даже для его творчества.
В определенном смысле этот фильм пересекается с картиной «По соображениям совести» Мэла Гибсона – он так же имеет отчетливый пацифистский пафос и так же основан на реальной истории. А история эта о Франце Егерштеттере – австрийском фермере, который отказался признать превосходство собственной расы, служить в немецкой армии и присягнуть Гитлеру. В 1943 году за свое решение он был казнен на гильотине.
Как видите, в отличие от героя фильма Гибсона у Малека все куда более драматично. Он, конечно, тоже воспевает героизм, но совсем иного рода – героизм отстаивания собственных убеждений даже перед лицом смерти. Каждый кадр у Малика пропитан любовью к жизни. Правда, жизнь здесь олицетворяют вовсе не люди, а австрийские пейзажи, любовно снятые широкоугольным объективом оператором Йоргом Видмером (он пришел к Малику на смену гениальному Эммануэлю Любецки).
6. «Отец Ночь» Дависа Миманиса-младшего (2018)
![«Отец Ночь» Дависа Миманиса – младшего (2018) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330034/86.jpg)
Еще один участник основного конкурса Московского кинофестиваля в 2018-м (как и «Медовый месяц в Згеже»). Но на этот раз уже без тени юмора: концепция латвийского фильма «Отец Ночь», основанного на реальной истории Жаниса Липке — латышского Оскара Шиндлера, — не допускает даже малейшего намека на комичность.
Герой Липке в картине — почти библейский персонаж, готовый ради спасения евреев в выкопанном для контрабанды погребе пожертвовать собственной семьей, отправив дочь-коммунистку в бега с русскими, а старшего сына — воевать на стороне Германии. Сам режиссер Давис Симанис-мл. признался, что для создания образа персонажа, подобного Ною или Иову, ему пришлось изменить характер реально существовавшего Жаниса Липке, который славился чувством юмора.
На ту же идею работает и визуал ленты: серое небо, серая форма, серые лица – такова цветовая гамма этого тяжелого, наполненного жестокостью и библейскими отсылками фильма. И все же, несмотря на будто бы искусственно выкачанную из картины радость, ее концовка оставляет много пространства для гордости за человечество, которое даже в бесчеловечную пору способно на добро и бескорыстие.
7. «Кукушка» Александра Рогожкина (2002)
![«Кукушка» Александра Рогожкина (2002) фото](http://cdn.7days.ru/pic/0ad/963486/1330032/86.jpg)
Напоследок мы оставили самый пацифистский и самый человеколюбивый фильм сегодняшней подборки. Гремевший в конце 90-х – начале нулевых своими «Особенностями национальной охоты» и «... рыбалки» Александр Рогожкин в 2002 году с отчетливо антивоенной картиной «Кукушка» добрался до Московского кинофестиваля и ушел оттуда не с пустыми руками.
Формула успеха этого фильма проста: уже известные публике по «Особенностям» Вилле Хаапасало и Виктор Бычков вновь сходятся в образах солдат Второй мировой – и все это густо сдобрено юмором в стиле все тех же «Особенностей». По сюжету финский снайпер-смертник (Хаапасало) и капитан Советской армии (Бычков) спасаются благодаря доброте и заботе саамки Анни (Анни-Христина Юусо). Друг для друга двое солдат – смертельные враги, но для Анни они – просто мужчины. Вся троица говорит на разных языках, но пытается ужиться и даже полюбить ближнего, создавая что-то вроде странной, но прекрасной шведской семьи.
Человек человеку не волк, а любовник, брат, отец и иже с ними – говорит нам своей жизнеутверждающей военной картиной Рогожкин.