В четверг, 24 августа, на платформе STАRT выходит четвертый сезон сериала «Новенькие», созданный при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). То, что начиналось как подростковая драма о буллинге в школе, трансформировалось в большую и серьезную историю о травмах детства и их влиянии на нашу жизнь. Каким получился финал истории о Максе Плетневе и что будет с героями дальше, рассказала режиссер Оксана Барковская.
— Оксана, когда начинали снимать «Новенького» больше трех лет назад, могли предположить, какая судьба ждет проект? Что он в том числе получит продолжение и не одно?
—В начале я и Ирина Гурьянова, с которой мы вместе писали сценарий, думали, что это будет история для школьников о том, как мальчик приходит в новый класс и что с ним там происходит. С тем посылом, чтобы дети внимательнее посмотрели друг на друга и поняли, что дружба, человеческие взаимоотношения — это самое важное.
Потом произошла реальная история, которая очень меня зацепила. Парень пошел на вечеринку с друзьями и пропал. Мне стало интересно: сколько подростков пропадает в нашей стране? Сколько детей подвергается буллингу и насилию со стороны ровесников?
И когда я стала разбираться со всем этим, то поняла, что им такая легкая школьная история не то, чтобы не зайдет, — она их ничему не научит. Донести мысль возможно только через очень жесткую, показательную пропажу их ровесника, которого буквально довели одноклассники.
Мы соединили несколько реальных историй в одну — и получился первый «Новенький». Второй сезон не планировался вплоть до середины съемочного процесса.
Когда я познакомилась со своими актерами, которые тогда фактически еще были детьми, стало понятно, что надо делать продолжение. И оно будет уже о другой социальной проблеме среди подростков. В итоге мы переписали сценарий финальной серии.
— Как вы считаете, чем в итоге зацепил сериал и благодаря чему приобрел миллионы поклонников?
— Сериал зацепил своей документальностью и правдивостью. Некоторым моим коллегам кажется, что создавать сериалы для детей и подростков очень просто. На самом деле, это самое сложное, что только может быть. Дети не терпят фальши. С ними нужно говорить только на равных. И получилось так, что в «Новеньком» мы с ними поговорили на их языке. Я как документалист «в анамнезе», могу сказать, что только настоящие истории работают с подростками. Хотя и не с подростками тоже. Миллионы просмотров мы набрали, потому что взрослые тоже присоединились — мамы, папы, бабушки, дедушки.
Нет человека, который бы не пережил буллинг. Нет человека, который бы не пережил абьюз. Нет человека, который бы не стоял перед выбором профессии. И нет человека, который бы не совершал ошибки в молодости.
— Сейчас выходит финальный, четвертый сезон. Имея такой успех, почему решили завершать проект?
— Мы не завершаем проект совсем. Просто сейчас это уже не история Макса Плетнева, который переехал в Юровск и пришел в новую школу. «Новенький» — это уже целая вселенная. И в этой вселенной могут происходить совершенно разные истории. Но история «Новеньких» как класса 11 «Б» — она закончилась. Мы проследили практически за всеми нашими героями до их 21-летия. Но пятый сезон будет. Пока не могу сказать, как он будет называться. Это спин-офф на основе истории Влады, которая появляется в 4 сезоне. Роль сыграла Кира Медведева, победительница шоу «Пацанки». Она невероятно талантливая актриса! Так что заканчивается история части наших героев, но вселенная «Новеньких» никуда не денется.
— Расскажите, каким получился финал? Речь ведь уже не о подростках, правильно? Герои сильно повзрослели…
— Финал получился достаточно открытым. Да, наши герои повзрослели. Но как раз в четвертом сезоне речь о том, что все мы остаемся детьми. Большинство из нас не повзрослели и, к сожалению, не проработали свои детские травмы — живем с ними и мучаемся. Четвертый сезон как раз об этом. Я очень надеюсь, что зрители найдут в себе силы достать из себя маленькую обиженную девочку или, может быть, внутреннего злого мальчика. Поговорить с ним, отпустить и простить обиды.
— На сколько вам самой знакомы такие явления как буллинг, абьюз, непонимание со стороны взрослых или просто близких людей?
— Все, что я рассказываю в любом своем проекте – будь то документальный фильм, или игровой сериал, — связано со мной. Я глубоко убеждена, что только пропустив эмоции через свое сердце, душу, можно донести контент для широкой аудитории. Иначе это просто не будет трогать. Я семь раз меняла школу, поэтому я очень хорошо знаю, что такое быть новенькой.
В истории буллинга я была во всех трех ролях — и как жертва, и как буллер, и как наблюдетель. И надо сказать, что только сняв первый сезон, я отчасти отпустила эту часть моей жизни.
— Возможна ли школа без агрессии, насилия и унижений?
— Школа является отражением мира. То есть это маленькая страна. Возможно ли, чтобы в какой-либо стране будут все равны и все счастливы?! Только в сказках. Поэтому мой ответ — нет. Другое дело, что в школах должны быть взрослые, которые обязаны понимать каждого и не принимать чью-либо сторону. Учитель должен быть в первую очередь другом и соратником.
Школа идеальной быть не может, но школа, в которой нет насилия, крика, школа, в которую хочется идти — такие существуют.
— Четвертый сезон «Новеньких» посвящен травмам детства. Конечно, они есть у всех, но справляются все по-разному. Какой вы предлагаете путь?
— Самое главное — не врать себе. Попытаться понять своего внутреннего ребенка, разобраться, почему жизнь складывается так, а не иначе? Что мешает двигаться вперед? Может быть, он сам? Это колоссальная работа над собой, но ее надо делать. А еще нужно много смотреть, много читать, много думать. Если есть возможность, то, конечно, лучше найти хорошего психолога и не бояться открывать правду.
Если хотите разобраться со своими травмами, самое главное — не врите себе.
— Расскажите о съемках. Какой была самая трудная сцена? А какая самая забавная? Вообще, больше смеялись или ругались на площадке?
— Ругаться на площадке — это точно не про нас. У нас атмосфера всегда теплая, дружеская. Мы работаем вместе не один год, есть коллеги с которыми мы трудимся плечом к плечу 25 лет. Но график съемок очень жесткий. Поэтому плакали в основном только от усталости. Но и смешных случаев было много. Например, актриса Катя Абдразакова во время сцены поменяла почему-то траекторию, то есть свернула не в ту сторону и побежала на камеру — камера полетела, оператор сгруппировался так, чтобы камера упала на него и не разбилась. Катя упала в другую сторону. Сначала, мы конечно, все испугались, но сейчас вспоминаем с улыбкой.
— Чем займетесь после «Новенького» и «Новеньких»?
— Во-первых, сейчас ждем, когда выйдет на СТС музыкальный сериал «Плакса», который мы писали тоже с Ирой Гурьяновой. Это проект, который продюсирует Сергей Жуков. Там, кстати, тоже про буллинг. Работаем с моим сосценаристом Григорием Васильевым над сценарием невероятного проекта «Песок». Надеюсь, он станет нашим русским «Lost». Еще я работаю над проектом «Стекло». Это сериал о том, как невозможно жить, совершив преступление в прошлом.