Франция ассоциируется со многими вещами: беретами, багетами, и… мимами, которые зарабатывают свой непростой хлеб на подступах к Эйфелевой башне. Французский миманс стал легендой благодаря Марселю Марсо, о котором только что сняли фильм «Сопротивление».
«Но что ей до меня: она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил» — эти слова из песни Владимира Высоцкого знакомы многим. Да, Марсель Марсо был знаменитостью и звездой не только во Франции, но и в СССР, куда приезжал неоднократно. Он прекрасно знал русскую литературу (не только Пушкина и Достоевского, но Фадеева и Шолохова), дружил с Алексеем Баталовым, ухаживал за будущей женой режиссера Данелии, и мечтал поставить на сцене «Нос» по Гоголю. Это благодаря Марсо в СССР стали появляться кружки самодеятельности, в которых молодые люди, в обтягивающих черных трико, изображали деревья, животных и всю гамму человеческих эмоций. Без Марсо у нас бы не появился гениальный актер Леонид Енгибаров, который официально не был его учеником, но в точности копировал его искусство. Марсо сам услышал о Енгибарове и во время гастролей пришел за кулисы ленинградского цирка, чтобы подарить ему цветы. И даже больше – он разрешил, совершенно бесплатно, исполнять его коронный номер «Клетка» на сцене.
Вообще, Марсо совершенно не испортила слава. Он до конца жизни был очень простым человеком, не умел (или не хотел) распоряжаться деньгами, был доступен в любое время дня и ночи и для журналистов, и для поклонников. Жил только тем, что зарабатывал его маленький театр пантомимы, а когда театр разорился, стал работать соло. Один из его самых известных номеров назывался «Бип ищет работу». «Бипом» звали клоуна, которого он изображал на сцене – того самого, с выбеленным лицом, и в майке-тельняшке.
«Сопротивление» (реж.Хонатан Якубович, в гл.роли Джесси Айзенберг) рассказывает об одном, но, пожалуй, самом ярком факте биографии Марсо. Когда Франция была оккупирована нацистами, юный Марсель Манжель, сын еврея-мясника, поменял свое имя, став «Марсо», в честь революционного генерала Марсо-Дегравье. Он спас десятки еврейских детей, тайком переводя их через франко-швейцарскую границу: менял им имена в паспортах, перевоплощался то в воспитателя, то в старшего брата, и охранники не узнавали в нем человека, которого видели вчера или неделю назад. Но Марсо не смог уберечь своих родителей, и свою семью – почти вся она погибла в газовых печах Освенцима.
Единственным кумиром Марсо был Чарли Чаплин, фильмы которого он увидел еще ребенком, и чей образ «маленького бродяги» точно копировал. А вот сам Марсель Марсо стал кумиром многих – мало кто знает, что свою знаменитую «лунную походку» Майкл Джексон подсмотрел на одном из представлений в Париже, а Вячеслав Полунин не придумал бы своего Асисяя, не будь Бипа.