Осторожно, впереди много спойлеров, но они необходимы, чтобы показать, что этот фильм не так прост, как кажется на самом деле.
Сюжет «Последней дуэли» основан на реальных событиях, происходящих в 1386 году. Граф Де Карруж возвращается домой после военного похода и узнает от своей жены Маргариты, что она была изнасилована соседом графом Ле Гри. Оскорбленный супруг бросается за объяснениями к обидчику, но тот отрицает факт насилия над его женой. Де Карружу не остается больше ничего, как добиваться справедливости в поединке.
С первого взгляда может показаться, что Де Карруж обезумел от ревности и хочет очистить честное имя своей жены. Но на самом деле это не так. Во времена Средневековья хоть и существовали рыцари без страха и упрека, но все они воспринимали женщину, как свою собственность. Поэтому Де Карруж в поединке больше хочет очиститься сам от позора, а вот до жены ему и дела нет.
На протяжении всего фильма красной нитью показано соперничество между графами. В картине вскользь говорится о давнем конфликте мужчин. Де Карруж уже был женат, но супруга умерла, не оставив наследника, а его земли не приносили большого дохода, в результате главный герой оброс долгами. В новом браке с Маргаритой он хотел разжиться ее приданым, но и тут просчитался. Тот самый Ле Гри забирает земли отца Маргариты за долги и оставляет Де Карружа ни с чем. Главный герой был и так надломленной постоянной черной полосой в его жизни, так еще и чума унесла половину его слуг, пока тот был в походе, защищая честь короля. Поэтому новость об изнасиловании жены стала для него одновременно последней каплей и той самой призрачной надеждой восстановить справедливость. Возможно Де Карруж и любил свою жену, но нельзя упускать тот факт, что финансово разоренный человек был в отчаянии, поэтому материальные интересы выходили на первый план.
Хотя за столько столетий историки так и не смогли прийти прийти к единому мнению, было ли то износилование. Ридли Скотт уверен в своем фильме, что факт бесчестия Маргариты все же состоялся, он зацепился за него и начал раскручивать конфликт через эту призму.
Почему режиссер показывает зрителю одни и те же события три раза? Ридли Скотт хотел с помощью такого приема донести правду, но как вы могли заметить, у каждого героя эта правда своя. Все трое вроде бы трактуют одни и те же события, но у каждой истории есть ряд мелких деталей, которые раскрывают истинные намерения.
Маргарита — первая феминистка, она хочет быть услышанной, для нее изнасилование — это очередное унижение. Де Карружа мало заботят права его жены, он хочет избавится от клейма неудачника и восстановить справедливость. А Ле Гри просто защищается и не хочет потерять свои земли и жизнь, ведь после поединка останется в живых только один.
Еще один душещипательный момент в фильме, когда суд отказывается верить в историю Маргариты. На самом деле главная героиня не должна была удивляться такому решению, ведь она понимала, что в жестокие времена Средневековья родиться женщиной означало навсегда стать собственностью мужа без каких-либо врав. К тому, считалось, что беременность наступала только в том случае, если дама испытывала удовольствие во время любовных утех. А основная проблема Маргариты была в том, что она забеременела после насильственных действий. Суду было все предельно ясно: беременная равно получила удовольствие, значит она не жертва, а неверная жена.
Почему Ле Гри в конце не просто повесили на всеобщее обозрение. но и раздели до гола. Сам Ридли Скотт не придал этому кадру особого значения, он просто руководствовался книгой, которая легла в основу сценария. Но для людей того времени этот эпизод многое бы объяснил. Это была преднамеренная попытка еще больше запятнать репутацию и имя Ле Гри. Такой прием означал, что даже господь отвернулся от обидчика семьи Де Карруж. В Средневековье считалось, что всевышний в любых конфликтах защитит невиновных, а если Ле Гри умер, значит от него отвернулся Бог. В глазах короля и всех присутствующих на поединке Ле Гри в одно мгновение превратился из честного графа в преступника, а значит не достоин обычных человеческих в благ включая жизнь и одежду.