21 июня 2021 года – день рождения актера театра и кино Валерия Золотухина. Ему могло бы исполнится 80 лет. В послужном списке артиста – более 40 ролей в московских театрах и почти 100 киноработ. Вспоминаем самые запоминающиеся.
«Хозяин тайги», 1968
Роль старшины Василия Фокича Сережкина прославила 27-летнего актера Театра на Таганке на весь Советский Союз. Его партнером стал Владимир Высоцкий, уже тогда любимый простым народом, но раздражающий власть.
По сюжету герой Золотухина расследует кражу в магазине таежного поселка. В преступлении сознается один из сплавщиков леса. Однако нестыковки в деле не дают покоя участковому, – он попытается докопаться до правды.
Как писал накануне премьеры «Советский экран», Сережкин получился в исполнении Золотухина «своим человеком», а его образ критики назвали «плоть от плоти тех самых трудолюбивых, «устойчивых» сибиряков».
«Бумбараш», 1971
Настоящая классика советского кино, но, как часто бывает с подобными картинами, не всеми понятая и оцененная по достоинству.
Валерий Золотухин сыграл в картине главную роль – самого Бумбараша. Его герой возвращается домой из Европы после Первой мировой войны, но в его родной деревне – все изменилось. Любимая девушка вышла замуж, а власть в поселении меняется едва ли не каждый день, – идет Гражданская война. Бумбараш не хочет воевать, но оказывается втянут в борьбу между красными, белыми и прочими бандитами.
Так как фильм был музыкальным, актер сольно исполнил две песни, одна из которых – ту, что он поет на паровозе, стала настоящим хитом и визитной карточкой картины.
«Маленькие трагедии», 1979
В 1979 году отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина и 150-летие «Болдинской осени», самого продуктивного периода творчества поэта. К этой дате по заказу Гостелерадио Михаил Швейцер взялся за экранизацию «Маленьких трагедий».
Режиссер заранее знал, кого собирается задействовать в фильме. Актерам он предложил самим выбрать роли, а потом утвердил их на прямо противоположные. Золотухин хотел сыграть Сальери, но в итоге стал Моцартом.
Актер признавался, что очень переживал за роль. Характер гения казался ему слишком простым, чтобы сыграть его убедительно. Да и теста было мало, поэтому Золотухин поставил себе задачу – не соврать душой. И у него получилось.
«Чародеи», 1982
Роль зама по науке Универсального института необыкновенных услуг, где творят настоящую магию, Ивана Киврина досталась Золотухину в соперничестве с Олегом Басилашвили и Николаем Гринько. Киврин собирается жениться на руководительнице Кире Шемаханской, но та, наоборот, не спешит под венец. Под Новый год случается всякое, – на этот раз интриги и ревность заставляют главу НУИНУ использовать волшебство не совсем в научных целях.
Как рассказывал позднее режиссер Константин Бромберг, на роль Киврина искали супермага, – вальяжного, всесильного, но уязвимого. Золотухин, напротив, был неуклюжим, забавным, в очках, но именно такой – он его покорил.
«Ночной дозор», 2004
Роль отца вампира Кости сделала Золотухина известным среди молодого поколения. Впрочем, никто из актеров, ни сам режиссер не ожидали, что картина окажется настолько популярной, – было установлено сразу несколько рекордов по сборам.
По сюжету воины Света и Тьмы когда-то давно заключили между собой мирный договор. Дозоры с каждой стороны обязаны контролировать деятельность антагонистов. Но согласно пророчеству, на свет должен появиться Великий Иной, который погрузит мир во Тьму. Он и приходит, – мальчик живет в Москве и в 2000 году ему исполнилось 12 лет. За выбор Иного – Тьмы или Света – начинается борьба.
У Золотухина роль в фильме была небольшая, но почему-то очень запоминающаяся. Он вампир, работает мясником на рынке, благодаря чему имеет доступ к свежей крови, очень любит своего сына и готов ради него на все. Как рассказывали позднее создатели картины, изначально роль отца Кости Саушкина была практически эпизодом. Но увидев, как сыграл ее Золотухин, в сценарий добавили еще несколько сцен с его участием.