Большинство родителей уверены: к поступлению в первый класс ребенка точно надо научить хотя бы читать. Но на самом деле успех в обучении зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. Кто-то проявляет интерес к буквам еще в раннем возрасте, а кто-то даже к семи годам еще не готов.
По мнению логопеда и педагога Анны Мельниковой, к первому классу желательно, чтобы ребенок знал буквы, складывал их в слоги и мог прочитать короткие слова. Это облегчит ему усвоение нового материала в начальном школе.
«Не переживайте, что подготовленный ребенок заскучает, потеряет интерес к учебе в первые месяцы, пока другие ребята в классе подтянутся. Напротив, умение читать только укрепит желание учиться»,
– говорит специалист.
Педагог отмечает, что ранний интерес к буквам стоит поощрять. Как только малыш сам начинает спрашивать о буквах и словах, значит, он уже готов. С помощью правильно подобранных игр можно сделать процесс обучения легким и занимательным – вырезать буквы из бумаги, использовать магнитную азбуку или складывать простые слова из конфет, крупы и других подручных предметов.
Если ребенок сопротивляется, не стоит на него давить. Иначе, появится отторжение к чтению и в будущем вернуть интерес будет куда сложнее. Логопед обращает особенное внимание на то, что буквы следует произносить звуками, а не по названию их в алфавите. То есть «к» – это [к], а не «ка». В противном случае малыш не сможет правильно прочитать их в словах.
Мельникова подчеркивает, что в приложениях для обучения чтения на планшетах и телефонах дается именно алфавитное название букв, поэтому использование таких помощников может быть не всегда на пользу. Лучше учиться читать все-таки вживую.
«В русском языке правильно начинать со слогового чтения: из звуков складываются слоги, а потом из них – слова. Можно начать с простых примеров: звук «д» и звук «а» – получается «да»,
– приводит мнение педагога «Комсомольская правда».
Эксперт отмечает, что многие современные родители и сами читать не особенно любят. Больше времени они проводят в социальных сетях или перед телевизором. Поэтому ждать от детей интереса к чтению, если дома никто не читает, не стоит. В такой ситуации Мельникова советует включать детям аудиокниги, а также рассказать о возможностях, которые открывает чтение. Ведь, не зная букв, сложно будет даже найти нужную игру в интернете или онлайн-магазине. И все же у совместного чтения есть много плюсов.
«Когда мама перед сном читает сыну или дочке, это очень их сближает. Поэтому даже если ребенку десять лет и больше, и он просит почитать ему на ночь, не отказывайте. А чтобы было интереснее, почитайте книгу вместе по ролям»,
– предлагает педагог.
Пока малыш только учится складывать буквы в слова, бумажные книги предпочтительней. Когда он освоил этот навык, особенной разницы в форматах нет. Но в бумажных вариантах обычно больше картинок, с такими книгами проще оценить объем, а еще всегда приятно трогать страницы и слушать, как они шелестят.