8 января 1962 года в прокат вышла главная рождественская киносказка Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Интересная история: когда великий режиссер задумал экранизировать «Ночь перед Рождеством», он столкнулся с категорическим протестом чиновников. О выпуске фильма с таким названием в те годы не могло идти и речи. Пришлось изменить название и сделать его идентичным тому, как назывался сборник рассказов Николая Васильевича Гоголя.
Хотели «сделать все по-честному»: снимать под Полтавой – именно там, где происходит действие по книге. Однако старт съемок пришелся на март, и в этих краях уже была оттепель, поэтому снимать поехали туда, где все еще лежал снег – на Кольский полуостров. Белые хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку декораторы соорудили в считанные дни в Мурманской области, неподалеку от поселка «13-й километр» под Кировском.
Кстати, массовку отбирали там же, на месте. Веселых парубков и колядующих девчат выбрали из студентов-медиков и рабочих-горняков Кировска. По городу были расклеены объявления о том, что проводится набор девушек и юношей для съемки в массовых сценах в фильме. Желающих нашлось – не сосчитать! Гримерки организовали прямо в медицинском училище: специалисты тщательно следили за тем, чтобы на начинающих актрисах не было ни накрашенных ногтей, ни украшений на пальцах. Тех, кто был готов по гриму и костюму, увозили на площадку в нескольких автобусах. Чтобы артисты не замерзали, их просили кататься с горки на санках не только тогда, когда это требовалось в кадре, а как можно чаще. Колядовали, кстати, не по-настоящему. Во время этих сцен на площадке стояли машины, откуда доносилась запись хорового пения, а участники процесса старательно открывали рты. Зарплата артистов составляла от 2,5 до 3 рублей в день.
Основной претенденткой на
роль Оксаны была певица Юлия Пашковская. Её посоветовал Роу Юрий Тимошенко (Тарапунька),
который сам пробовался на роль дьяка. Но когда Александр Роу увидел 19-летнюю
Людмилу Мызникову, проходя по коридору киностудии Довженко, он понял, что
другой Оксаны ему не надо. Актриса приходила на пробы в другую картину. Вот как
вспоминала она эту встречу: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот
моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток. С
Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он
чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре
легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!»
Вакулу сыграл студент Киевского театрального института Юрий Тавров. Это была
единственная крупная роль у актера. После «Вечеров» Тавров сыграл крохотные
эпизодические роли, затем работал на стройке, имел большие проблемы со
здоровьем. Где умер и похоронен Юрий Тавров, не знает даже дочь от первого
брака. Сильно померзнуть на съемках пришлось всем, особенно «черту» —
знаменитому Георгию Милляру, который играл всю нечисть в фильмах-сказках
режиссера Александра Роу. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не
простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее холода, попросил другой —
пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений. Он жаловался, что
снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему
сочувствовали. Но что было делать? Хотя Роу и не любил съемки в павильоне,
сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на
киностудии: пожалел Георгия Милляра, которому в то время уже было под
шестьдесят.
Но тот храбро отказался от предложения друга и сказал, что полезет в настоящую
прорубь! Актер выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и
поили водкой. Для съемки самого сложного в техническом плане эпизода –
полета черта по небу – был приглашен акробат из цирка, который должен был
сняться вместо Милляра. Но в результате несчастного случая дублер получил
травму, и 58-летнему Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки
самому.