В Московском областном театре «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева прошли премьерные показы балета «Лолита. Вплоть до смерти и после» — первой постановки Татьяны Василишиной-Кабо, дочери популярной актрисы Ольги Кабо.
Татьяна окончила Московскую Академию балета, а затем училась у Гордеева в РАТИ (ГИТИСе) на балетмейстерском отделении. И вот труппа, которую возглавляет ее педагог, поставил первую постановку Василишиной-Кабо. Причем Татьяна, которая после получения диплома в Академии балета не выходила на сцену, решила сама исполнить одну партию в своем балете. Чтобы вернуться в форму, полгода назад ей пришлось начать серьезные занятия у балетного станка.
«Татьяна — моя студентка, — рассказал Гордеев. — Это ее дипломная работа. И я рад, что она вышла на большую сцену. Это большая удача для студентов, а с такой темой, с таким композитором — двойная удача».
Молодая балетмейстер выбрала для дебюта непростые литературные первоисточники, поднимающие сложные и даже скандальные темы — популярный во всем мире роман Владимира Набокова «Лолита» и малоизвестную пьесу Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями».
«Я старалась продвинуть все сюжетные линии, которые были у Набокова.... Сплошная любовь, страдания, предательство, и главный вопрос выживет ли любовь или победит разочарование», — так объясняет свое понимание Татьяна. Балетмейстер не побоялась погрузиться в мрачно-напряженную атмосферу романа: балет начинается в психиатрической больнице (поэтому в нем задействована смирительная рубашка с гигантскими рукавами и санитары), и там же заканчивается — гибелью всех основных персонажей.
В «Лолите» использованы произведения нашего современника, живого классика Родиона Щедрина. «Когда я позвонила Родиону Константиновичу, чтобы спросить разрешения использовать его произведения, он сказал: «Пусть девочка творит, а моя музыка живет», — рассказала Ольга Кабо. Щедрин также побывал на премьерном показе «о Лолите», горячо аплодируя молодому хореографу. А затем, на фуршете, сказал о дебютной работе Татьяны немало теплых слов.
Во втором балете в центре сюжета оказываются три героя – журналист, богачка и служащая, которые попадают в ад. Но на самом деле они оказались в аду еще при жизни, ведь они не просто грешили — некоторые их поступки невозможно оправдать.
Например, журналист зверски издевался над своей женой, которую вроде бы так сильно любит. А богатая дама не только довела до смерти своего возлюбленного, но даже убила собственного ребенка!
Любопытно, что поставить балет на сюжет «Лолиты» Татьяна задумала еще пять лет назад. А с пьесой Сартра познакомилась только год назад, причем по ее словам половину текста поначалу не поняла. Однако в итоге обе части балета сложились в единое произведение, исследующее темы любви и смерти в их крайних, и бескомпромиссных и трагических проявлениях. Неудивительно, что «Лолита. Вплоть до смерти и после» войдет в постоянный репертуар театра «Русский балет».