Режиссеры уровня Александра Митты снимают, как правило, с большими перерывами. Последний раз Александр Наумович выпустил полнометражный фильм, а не сериал больше десяти лет назад. Но недавно в Санкт-Петербурге завершились съемки картины Митты под названием «Шагал — Малевич». Режиссер признается, что мечтал снять эту историю еще 45 лет назад. «В моей картине «Гори, гори, моя звезда» прототипом героя Олега Ефремова стал именно Марк Шагал, мне нравится этот художник. Но в советское время были запрещены фильмы о тех, кто уезжал из России, хотя Шагал входит в пятерку художников, изменивших искусство двадцатого века». Мечта Митты сбывается только сейчас. На роль Шагала он пригласил молодого актера Леонида Бичевина, а вот роль его недруга Казимира Малевича досталась Анатолию Белому*, узнать которого под париком удается не сразу.
«Несмотря на то что на Западе, казалось бы, изучена каждая минута жизни и Шагала, и Малевича, есть почти неизвестный и очень драматичный эпизод их жизни в Витебске, — раскрывает сюжет Митта. — В 1917 году Марк Шагал переехал туда с семьей из голодного Петрограда и, как красный комиссар, создал школу искусств. У него были ученики, которые позже предали его по наущению Малевича. Казимир, на мой взгляд, безусловный гений, но он был просто сумасшедшим, как всякий человек, воспевающий круги и квадраты. К тому же Малевич был настоящим тираном, он создал армию своих последователей, которые физически пытались уничтожить всех на своем пути». Конфликтные ситуации выльются на экране в настоящую бойню, когда ученики Шагала и Малевича начнут в бане в чем мать родила спорить об искусстве.
Митта гордится тем, что на картине ему не пришлось экономить. В Витебске декораторы выстроили еврейский городок начала прошлого века, а художники изготовили копии 140 картин Шагала и 40 полотен Малевича в натуральную величину. «А мы при этом еще сохранили денег на три лишних съемочных дня», — смеется режиссер.