«Он был тем, кто мог подобрать лучшие слова, утешить в трудные времена, обнять и рассказать смешную шутку, чтобы уменьшить боль», — так актриса Натали Портман отозвалась о знаменитом американском режиссере с российскими корнями Майкле Николсе (Михаил Игоревич Пешковский), скончавшемся в ночь на 20 ноября в возрасте 83 лет.
Когда Натали была подростком, Николс взял ее в театральную постановку чеховской «Чайки», а затем пригласил на роль в психологической драме «Близость» (2004), где она сыграла вместе с Джулией Робертс, Джудом Лоу и Клайвом Оуэном. Именно за роль в этом фильме Портман удостоилась своей первой номинации на «Оскар», а Майкл Николс получил за него «Золотой глобус».
«Я не знаю, как описать Майкла. Не хватит слов, чтобы сказать, какой он был замечательный. Он снова и снова спасал меня. Он был настоящим человеком и прекрасным художником. Также я признаюсь в глубочайшей любви его жене Дайан Сойер и их детям», — отметила актриса.
Майкл Николс родился 6 ноября 1931 года в Берлине в ассимилированной еврейской семье. Его мать, Бригитта Клаудия Ландауэр, была дочерью философа-анархиста Густава Ландауэра. Отец, врач Павел Носонович Пешковский, родился в Вене в семье врача-венеролога, выпускника Томского университета Носона Пешковского и Анны Дистлер (из состоятельнейшего томского семейства Дистлеров, владевшего в Сибири золотыми приисками).
В 1939 году Майкл с матерью и братом Робертом эмигрировал из нацистской Германии в США (его отец прибыл в Нью-Йорк годом ранее — 14 августа 1938 года, и вскоре сменил фамилию на Николс). После смерти отца от острого лейкоза семья оказалась на грани нищеты, и, чтобы оплачивать обучение в университете, Николс подрабатывал ночным сторожем, почтовым служащим, водителем грузовика. Учился в Актерской студии Ли Страсберга (Нью-Йорк), а по возвращении в Чикаго организовал театральную импровизационную труппу.
Этот американский режиссер, писатель и продюсер — один из немногих обладателей всех главных наград американской индустрии развлечений: «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми», «Эмми» и «Тони». Свои самые успешные проекты Николс поставил в самом начале карьеры — камерную остросоциальную драму «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966) и романтическую комедию «Выпускник» (1967) с Дастином Хоффманом, принесшую ему «Оскар» за режиссуру.