В Большом театре начали празднование Года русского балета и 200-летия балетмейстера Мариуса Петипа — француза по рождению, прожившего в России 60 лет и ставшего основоположником русского балета. В 2018 году состоится множество событий, посвященных юбилею гения танца. Например, выйдет книга мемуаров Петипа, не переиздававшаяся более ста лет. А в Большом театре к концу сезона готовится восстановление его балета «Дочь фараона».
Одним же из первых событий юбилейных торжеств стал Фестиваль российских балетных школ. На Новую сцену театра вышли 240 юных танцовщиков из 9 училищ Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Перми, Красноярска, Уфы и Якутска. Они показали программу «Приношение Мариусу Петипа». И среди номеров важное место, конечно же, заняла хореография Петипа. Ведь на его балетах — «Спящей красавице» и «Баядерке», «Дон Кихоте» и «Лебедином озере» — строится и процесс обучения классическому танцу и держится весь репертуар наших музыкальных театров.
Балеты Петипа, которые в течение десятилетий приводили в восторг и императорскую семью и обычную публику, и сейчас являются самыми популярными классическими спектаклями. А долгая жизнь Петипа (он умер в возрасте 92 лет, причем пост главного балетмейстера оставил только в 84 года) была полна интриг — и театральных, и любовных (например, у маэстро были внебрачные дети, которых он хотел «узаконить»).
О многих невероятных фактах из жизни Петипа можно узнать на выставке в честь юбилея балетмейстера, которую открыли в театральном музее им.Бахрушина. Оказывается, 25-летний француз, приехав в Испанию, помимо работы в Мадридском театре, нашел выгодную подработку — место учителя танцев в доме испанской маркизы. Там у него случился служебный роман: Мариус увлекся дочкой маркизы по имени Кармен. Он дрался из-за девушки на дуэли и даже уговорил красотку без благословения маменьки бежать с ним из Испании: под вымышленными именами, через всю Европу - до самой Шотландии!
История обернулась международным скандалом — танцовщика разыскивала полиция. В итоге Петипа разорился. Но его спасла Россия: старший брат Петипа Люсьен, звезда Парижского балета, выхлопотал для непутевого братца ангажемент в Санкт-Петербурге, в императорском театре. Мариусу пришлось занимать деньги на билет и костюмы для выступлений, но, как показала история, переезд в Россию стал самым правильным решением в его жизни. Именно в России Петипа нашел поддержку своим танцевальным идеям и создал гениальные спектакли. Не удивительно, что балетмейстер принял русское подданство. И, хотя так и не выучил твердо русский язык, называл себя «Мариусом Ивановичем».