В московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко с большим успехом прошла премьера грандиозной оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. В мировой оперной литературе — это самое значительное и глубокое размышление о России.
Режиссер постановки — Александр Титель, музыкальный руководитель — выдающийся музыкант, главный дирижер Японского филармонического оркестра Александр Лазарев. Мастерством маэстро и превосходных вокалистов восхищалась весьма взыскательная публика — композитор Александр Журбин с супругой Ириной, актрисы Ирина Лачина, Анна Чурина, Елена Панова, Юлия Ромашина, солисты балета Большого театра Анна Тихомирова и Артем Овчаренко и многие другие.
Художник спектакля Владимир Арефьев сумел создать на сцене простанство-трансформер: перед зрителями предстали не роскошные княжеские палаты, а огромный амбар из старых досок, посреди которого расположились широкий стол с лавками и деревянный столб (отсылка к памятному столбу, установленному на Лобном месте по требованию стрельцов). Стол по ходу действия превращается и в «танцпол» для наложниц, и в княжеский кабинет, и в «ванную», и в место казни, а столб становится, то виселицей, то громадной поминальной свечей. Реквизита на сцене очень немного, да и тот отсылает к современной действительности — например, новехонькое оцинкованное ведро и чиновничий портфель.
Костюмер Мария Данилова тоже решила пойти по пути минимализма: народ она нарядила в белые одежды, стрельцов — в красные, а бояр — в кафтаны.
Неизгладимое впечатление на зрителей произвел хор под руководством Станислава Лыкова. Исполнение «Батя, батя, выйди к нам!» буквально берет за душу.
К слову, финал спектакля дописан композитором Владимиром Кобекиным — женское соло разносится над головами сотен стрельцов, приготовившихся к самосожжению.
«К «Хованщине» менее всего пристало слово «наслаждение», но оно неизбежно возникает уже от качества вокала, его звучности и пластичности, от совершенства большинства ансамблей и мощи народных массовых сцен. Режиссер умело выстраивает мизансцены с учетом максимальной звучности хоров: они фронтальны, хор поет прямо на зрителя, но сколько высокого трагизма в этой многолюдной сценической фреске, где каждый жест, движение, поза, поворот головы выразительны, как на катастрофическом полотне Брюллова», — отметил критик Валерий Кичин.
Главные роли в «Хованщине» исполнили Дмитрий Ульянов (Иван Хованский), Николай Ерохин (сын Хованского), Нажмиддин Мавлянов (князь Голицын), Дмитрий Степанович (Досифей), Ксения Дудникова (Марфа).