На сцене музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко впервые в нашей стране поставлена знаменитая опера Луиджи Керубини «Медея». Титульную партию исполнила выдающаяся певица, звезда мировой оперной сцены Хибла Герзмава.
Прекрасной музыкой и мастерством блистательных вокалистов восхищалась весьма взыскательная публика – актриса Дарья Повереннова, модель и актриса Полина Аскери, режиссер Марк Розовский и многие другие.
Премьера «Медеи» состоялась в парижском театре «Фейдо» в 1797 году, в заглавной партии выступила тогдашняя французская оперная звезда Жюли-Анжелик Сиу. Опера была высоко оценена музыкальной критикой, но со временем отошла на второй план. Пока в середине ХХ века заглавную партию не исполнила легендарная Мария Каллас. Ее дебют в «Медее» прошел на Флорентийском музыкальном мае. Именно Медея оказалась и единственной киноролью Марии Каллас. Ее снял в своем фильме «Медея»Пьер Паоло Пазолини.
И даже после этого «второго рождения» за «Медею» брались только самые смелые оперные звезды. Редкое обращение к опере объясняют тем, что сложно найти исполнительницу, которая осилит партию Медеи и в вокальном плане, и в драматическом. В Театре Станиславского и Немировича Данченко решили – у них есть такие солистки: Хибла Герзмава и Наталья Мурадымова.
Когда Хибле Герзмаве предложили заглавную партию оперы, она, изучив и греческие мифы, и записи оперы, где пела Мария Каллас, решила, что будет создавать свою Медею. Свой образ женщины, которая умеет безумно любить, ненавидеть, а из мести может убить даже собственных детей.
«Она, может быть, невероятно грубой, сильной, она – тигрица, волчица, она – разная, изначально мне было сложновато, но, наверное, это можно совместить и жить с этими качествами, имея внутри одну женщину», – объяснила солистка оперной труппы Музыкального театра имени Саниславского и Немировича-Данченко, народная артистка России Хибла Герзмава в интервью телеканалу «Культура».
Действие древнегреческой трагедии перенесено в 20-30-е годы прошлого столетия. В качестве декораций – бетонные рассекатели волн, занимающие почти все пространство. Такие берегозащитные сооружения художник Владимир Арефьев увидел в Японии 15 лет назад. И работая над спектаклем «Медея», решил, что это идеальные декорации – защищающие и агрессивные одновременно. Даже вблизи кажется, что они сделаны из бетона. Хотя здесь, конечно, свои театральные хитрости.
«Это набор разных материалов, начиная от пластика и кончая гречневой крупой, овсянкой, мы использовали все, что может дать впечатление этого бетонного, изъеденного временем, волнами, ветрами бетонного тетрапода», – рассказал народный художник России Владимир Арефьев.
И в такой суровой обстановке зритель видит свадьбу аргонавта Ясона и его возлюбленной. Церемонию прерывает колхидская царевна Медея. Она уже успела убить собственного брата ради любви, но это только начало кровавой истории. Отвергнутая Ясоном, она погубит не только соперницу, но и своих детей.