Программа Канн в этом году очень сильна — практически все фильмы подпадают под категорию «must see» — причем не только для критиков, но и для всех простых смертных. Самые главные и очевидные хиты — «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара и «Меланхолия» Ларса фон Триера (оба фильма непременно покажут в России, только еще не понятно, когда).
Нежно любимый нашими интеллектуалами Альмодовар, экранизировал роман писателя Тьерри Жонке «Тарантул». Главный герой — пластический хирург Ледгар, чья жена погибает от страшных ожогов во время аварии. Целью жизни Ледгара становится создание искусственной кожи, невосприимчивой к любым внешним воздействиям.
Объектом его сексуально-садистских (Альмодовар же!) опытов становится девушка по имени Вера. Роль Веры писалась для давней подруги режиссера, Пенелопы Крус, но беременность Пенелопы изменила планы: «подопытного кролика» в итоге сыграла Елена Анайа.
Другой актрисой, не испугавшейся радикальных экспериментов, оказалась Кирстен Данст — она сыграла в «Меланхолии» Ларса фон Триера (режиссер знаменит еще и тем, что у него традиционно не складываются отношения с актрисами). «Меланхолия» — страшный, и очень красивый экзерсис на тему конца света: пока молодая невеста (ее то и играет Данст) идет к алтарю, к Земле приближается планета-агрессор, который астрономы назвали Меланхолией. Обязательно к просмотру и «Древо жизни» Теренса Малика — это еще один философский эксперимент.
Малик, снимающий, традиционно, долго, потратил на свое «Древо» лет семь. На разные роли в разные годы планировались Колин Фаррелл, Хит Леджер и Мел Гибсон. Художник-постановщик искал вдохновение в музее Metropolitan, фильм запредельно красив, впрочем, как и вся программа нынешних Канн. Что касается сюжета, то он укладывается в одну лишь строчку синопсиса: жизнь отдельно взятой семьи (Брэд Питт — папа, Шон Пенн — взрослый сын) — маленькая, но очень важная песчинка в воображаемых часах времени. Малик достаточно сложными средствами говорит о, в общем-то, простых вещах.
Отдельной рекомендации заслуживает «Артист» Мишеля Хазанавичуса. Вы можете помнить этого режиссера по пародии на «бондиану», «Агент 117».
«Артист» — блестящий оммаж черно-белой классике. Друг режиссера и сам по себе звезда, Жан Дюжарден, играет актера, который был знаменит в эпоху немого кино, но с появлением звука потерял все. Его единственным спасением становится молодая старлетка, когда-то нежно влюбленная в героя, а потом, словно в насмешку, ставшая большой звездой. Казалось бы, ничего шедеврального, но «Артист» подкупает своей искренностью, своей нежностью, своей любовью к тем, кто живет на экране и кто сидит в зале. Ассоциации после просмотра возникают самые разные: тут и Чаплин, и «Пурпурная роза Каира» Вуди Аллена, и даже «Раба любви» Хамдамова-Михалкова. И хотя в программе Канн есть и более громкие имена — братья Дарденны, Нанни Моретти, Такаси Миике, именно Хазанавичус с его «Артистом» выразил самое главное: искусство должно будить чувства.