Иван Ургант увидел своего коллегу по многим телевизионным проектам Владимира Познера в крайне необычной роли. Вместе с женой Натальей Ургант телеведущий побывал на премьере мультимедийного музыкального спектакля «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других сочинений композитора Игоря Стравинского.
Премьера в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялась в рамках 17-го Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и была приурочена к 135-летию Игоря Стравинского.
Основной его интригой стало то, что в главных ролях выступили те, кого никак нельзя назвать профессиональными актерами — журналист и телеведущий Владимир Познер (он стал Рассказчиком), рок-музыкант, поэт и художник Андрей Макаревич* (ему досталась роль Солдата). В роли Черта выступил скрипач и дирижер, автор идеи проекта Дмитрий Ситковецкий.
Среди гостей столь необычного спектакля было множество знаменитостей, которые отметили очень оригинальное и смелое решение постановки. В вечном сюжете о продаже души дьяволу нашлось место и музыке, и искусству риторики, и, конечно, современному балету.
На сцене был минимум декораций: место для небольшого оркестра, белый «задник» и длинный стол в центре, сидя за которым ведут диалог Солдат и Рассказчик. Экспрессивный танец-пантомима гармонично дополнил текст. А анимированные рисунки Андрея Макаревича, созданные специально для постановки, сочетались с телеэффектами, искусно вплетенными в динамичное повествование: на сцене с помощью нескольких камер была воссоздана студия передачи «Познер».
«То, что это произведение, насколько я знаю, впервые ставится в России, это заслуга Дмитрия Ситковецкого. Меня совершенно восхитила музыка! Мы не актеры, и для нас с Макаревичем это забава, не более того. Назвать это актёрской работой тоже никак нельзя. Это даже не роль, а такая функция. Я решил принять предложение, поддавшись на уговоры Дмитрия», — говорил после спектакля Владимир Познер.
По словам самого Ситковецкого, замысел родился у него много лет назад. «Со времен учебы в Лондоне я исполнял это произведение в разных версиях. Но текст безнадежно устарел, и я заказал новый вариант...» В новый спектакль добавили детали, которые придали истории злободневное звучание. Волшебная книга, за которую в оригинальной версии бедный солдат продает свою душу дьяволу, становится «планшетой». Не дождавшаяся героя невеста сбегает «в Арабские Эмираты», богатеет служивый на финансовых операциях, а деньги хранит в «оффшорной зоне».
В новой версии «Чёрт, солдат и скрипка» использованы фрагменты не только из «Истории солдата», но и из других сочинений Стравинского – оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи» и даже песня Андрея Макаревича*, который аккомпанирует себе на гитаре. «Я не профессиональный драматический артист, поэтому такое понятие — как создание образа — от меня бесконечно далеки. Я стараюсь просто соответствовать общему настроению, настроению музыки», — признался Макаревич.
Притчу о продаже души по мотивам русских сказок из сборника Александра Афанасьева и легенды о Фаусте Стравинский создал в 1917 году в эмиграции, потому что остро нуждался в деньгах. А его друг, драматург Шарль Рамю, написал по-французски текст. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притчи принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, ИэнМаккеллен, Питер Устинов и даже Стинг. А перевод одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут.