На днях в Санкт-Петербурге завершились съемки питерского блока многосерийного художественного фильма «Распутин». Впереди — командировка в Великий Новгород, где отснимут эпизоды сибирской жизни легендарного старца.
Хотя по сюжету фильма события разворачиваются в 1917 году, во время расследования убийства Распутина через несколько месяцев после его смерти, события из жизни старца будут воссозданы с детальной точностью. Следователь Генрих Свиттен (Андрей Смоляков) попытается не только довести до конца уголовное дело, но и разгадать главную загадку Распутина — как же этому малограмотному мужику с темным прошлым удалось завоевать невиданное влияние в царской семье.
Показания свидетелей очень разнятся, но в одном очевидцы едины — Распутин мог врачевать безнадежных больных, а однажды сумел остановить кровь у маленького царевича, страдающего гемофилией, когда европейские медицинские светила лишь разводили руками. Именно благодаря своему дару Григорий приблизился к императорской семье. Услышит следователь Свиттен и такую версию, будто Гришка был не просто любимчиком императрицы Александры Федоровны (Ингеборга Дапкунайте), но даже ее любовником!
«Года четыре назад сценарист Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина», — говорит режиссер Андрей Малюков. — И у нас с продюсером кинокомпании «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся серьезный разговор.
Я сказал: «Начинать такое кино без сильного актера — невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать». Володя заинтересовался ролью, а сейчас просто горит ею. Я на него иногда с осторожностью смотрю. А он все шутит: «Во мне подселенец!» Энергия, которая из него исходит, велика, и, к счастью, она передается в кадр. «Распутин» — уже третья моя картина с Машковым. Помню его еще по студенческим работам. И должен сказать, что Володя сегодняшний и тогдашний — два разных Машкова. Он постиг профессию до конца, вычерпывает себя до донышка». Режиссеру вторит и исторический консультант картины Павел Корнаков: «Распутин был со всеми на «ты». В любой обстановке вел себя как дома. И Машков, очевидно, то ли интуитивно, то ли изучив первоисточники, очень точно угадал суть характера своего героя».
Художник по гриму Евгения Малинковская поначалу тратила много времени на главного персонажа, но сейчас сократила процедуру превращения Машкова в Распутина до полутора часов.
«У нашего старца эксклюзивная борода, мое «ноу-хау». Обычно используют бороду, целиком наклеенную на тюль, мы же «вживляем» прямо на кожу по одному волосу. Актер даже мыться так может, ничего не отклеится».
Но не все так гладко далось съемочной группе. При съемках в городе пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Едва узнав, о ком снимается кино, священники отказывали кинематографистам не только в доступе в храмы, но и в работе около церковных площадей.
Исключением стал лишь Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. «У нас на площадке постоянно находится человек, который консультирует нас по религиозным вопросам. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина отношение неоднозначное...» — рассказывает режиссер. Проблемой стали и поиски исторической натуры. «Улиц в Питере, где можно снимать начало прошлого века, почти не осталось, — говорит художник-постановщик картины Владимир Светозаров. — Теперь фасады покрашены желтой краской, все первые этажи в решетках, повсюду железные двери с кодовыми замками, жалюзи, реклама, провода. Хорошо сохранились разве что Менделеевская линия и улицы у Николо-Богоявленского морского собора. Там в основном и снимают сейчас исторические фильмы».
В Великом Новгороде, куда перебирается съемочная группа, со старинным антуражем попроще. В существующую деревню-музей под открытым небом уже свезены старые деревянные дома из новгородских районов. Именно там художники-декораторы воссоздадут родное село Распутина с крестьянскими подворьями, амбарами, сенниками и деревенской церковью. И никаких проводов, решеток и железных дверей.