Строго. Лаконично. Практически без иронии… Так можно описать церемонию вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой Орел», которая завершилась пару часов назад в легендарном первом павильоне «Мосфильма».
Не исключено, что серьезный тон общему настроению задали темы кинолент, претендовавших на главные номинации. Три из пяти картин, боровшихся ха звание «Лучшего фильма года» были о войне, что не удивительно, ведь в прошлом году отмечалось 70-летие Великой Победы.
Киноманы предвидели битву двух военных драм: «Битва за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого и «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. Хоть и говорят, что у войны — не женское лицо, но героинями именно этих картин стали представительницы прекрасного пола.
Роль снайпера Людмилы Павличенко в «Битве за Севастополь» исполнила Юлия Пересильд (в итоге, она получила премию в номинации «Лучшая женская роль»). А в «Батальоне» сыграл целый ансамбль актрис, в том числе Мария Аронова и Ирина Рахманова, а также Мария Кожевникова, которая стала лучшей в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Удивительно, но в победе Кожевниковой и Пересильд много общего. Съемки у обеих совпали с их вторыми беременностями. Правда, Юлия Пересильд была в интересном положении во время проб, и в киноэкспедицию отправилась уже после рождения младшей дочери. А вот Мария Кожевникова узнала о том, что снова станет мамой, вскоре после утверждения на роль в «Батальоне». А сообщить об этом продюсеру картины Игорю Угольникову боялась. «С нашей новостью ему позвонил мой муж, и после этого Угольников три дня не отвечал на мои звонки, — рассказала Мария. — Я очень благодарна жене Игоря, которая подсказала, что мою героиню тоже сделали беременной, и тогда я спокойно смогу сниматься в этой картине».
Кстати, и Пересильд, и Кожевникова, словно сговорившись, приехали на церемонию в платьях черного цвета. «Все-таки я снималась в военном фильме, и любой другой цвет был бы неуместен сегодня», — объяснила свой выбор Юлия Пересильд.
У Марии была иная причина. Оказывается, Кожевникова задержалась на пленарном заседании в Госдуме и уже не успевала заехать за дизайнерским платьем, которое ей приготовили. Но выход нашелся! В машине у Марии совершенно случайно оказалось черное платье, которое стало счастливым и принесло актрисе ее первого «Золотого Орла».
У Юлии Пересильд это уже вторая статуэтка в карьере. В 2010 году она получила «Орла» за роль второго плана в фильме «Край». Удивительно, но и пять лет назад, и вчера Юлию награждал один и тот же человек — Андрей Мерзликин! Причем, актер приехал на церемонию после того, как забрал из роддома свою жену Анну, которая родила на днях четвертого ребенка. Теперь у Мерзликиных два сына и две дочери. Кстати, имя для малыша актер и его супруга до сих пор так и не придумали.
Кстати, Мерзликин напомнил присутствующим: в Москве в разгаре эпидемия гриппа. Все на банкете, конечно, будут обнимать и целовать друг друга, невзирая на предупреждения санитарных врачей, поэтому Андрей настоятельно просил по возвращению домой обязательно вымыть руки. Кстати, сам актер не стал рисковать и после церемонии отправился домой, миновав банкетный зал. Статус четырежды отца заставляет быть предельно осторожным, и эта позиция заслуживает уважения.
Так уж повелось, что, по традиции, в начале церемонии вручаются призы в телевизионных номинациях. Триумфатором прошедшего «Золотого Орла», стал мини-сериал «Палач». Фильм был назван лучшим в своей категории, а исполнители главных ролей Виктория Толстоганова и Андрей Смоляков победили в номинациях «Лучшая женская роль на телевидении» и «Лучшая мужская роль на телевидении».
Лучшим телевизионным сериалом (больше 10 серий) киноакадемики признали «Екатерину» с Мариной Александровой в главной роли. Во время награждения одна из продюсеров призналась, что картина состоялась лишь потому, что роль императрицы исполнила именно эта актриса.
Любопытно, что многие актеры, которые были заявлены в номинациях, не появились на церемонии, словно предчувствуя, что победа достанется другим. Например, Евгений Цыганов претендовал сразу на два «Орла», но в итоге его опередили Дмитрий Астрахан («Лучшая мужская роль второго плана» в фильме «Конец прекрасной эпохи») и Федор Бондарчук («Лучшая мужская роль» в картине «Призрак»). Однозначных фаворитов именно в этих номинациях не было, но результаты удивили, похоже, даже самих лауреатов.
А вот Станислава Говорухина премия в номинации «Лучшая режиссерская работа» за фильм «Конец прекрасной эпохи» не удивила. Классик советского и российского кино принял награду с достоинством и не стал кокетничать, говоря о неожиданности и волнении. Заслужил —так заслужил!
Впрочем, накал страстей на церемонии все же случился, когда Никита Михалков (ему перед этим вручили почетную премию «За вклад в мировой кинематограф») открыл конверт с указанием победителя в главной номинации — «Лучший фильм года». Мало кто в зале, пожалуй, даже режиссер Анна Меликян, которая поднялась на сцену через минуту после объявления результата, ожидал такого поворота событий...
Итак, лучшим фильмом 2015 года, по мнению киноакадемиков, стала уже победившая на «Кинотавре» лирическая комедия «Про любовь» — фильм, в котором снялись Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Мария Шалаева, Равшана Куркова и еще десяток звезд первой величины.
Того, что лента «Про любовь» потеснит и «Батальонъ», и «Битву за Севастополь», можно считать сенсацией! К тому же номинация на лучший фильм —единственная, где эта работа одержала победу. Такого нонсенса в истории «Золотого орла» еще не бывало! Обычно лучший фильм собирает в копилку еще несколько статуэток.
Впрочем, финальная точка поставлена пока только в протоколе премии... Среди гостей церемонии был и модный критик Александр Васильев. По традиции маэстро даст оценку вечерних туалетов, которые выбрали наши звезды для первого в этом году светского события. Подробнейший модный обзор появится в одном из ближайших номеров журнала «7 дней», а также на 7days.ru — и лишь тогда можно будет с уверенностью сказать, кто же стал главной звездой премии «Золотой Орел».