Александр Горбатов: «Нет ничего важнее тех, кого мы любим»

«Я был одним из многих. Кое-как окончил вечернюю школу, отучился в ПТУ, устроился на ферросплавный...
Наталья Николайчик
|
08 Февраля 2023
Александр Горбатов: «Нет ничего важнее тех, кого мы любим»
Фото: Централ Партнершип

«Я был одним из многих. Кое-как окончил вечернюю школу, отучился в ПТУ, устроился на ферросплавный завод. У горна температура адская — тысяча шестьсот температура плавления. Я не видел никаких перспектив. И вдруг приходит решение: «Все! Увольняюсь и уезжаю из города!» — рассказывает актер Александр Горбатов, звезда фильмов «Художник», «Угрюм-река», «Тихий Дон», «Сердце Пармы», сыгравший Шаляпина в одноименном сериале, выходящем на телеканале «Россия».

— Александр, на канале «Россия» у вас одна премьера за другой. 13 февраля выходит «Шаляпин», где вы сыграли главную роль. Мечтали о ней?

— С Шаляпиным вышла удивительная штука. Я четыре года ходил от станции метро «Баррикадная» до Театрального института имени Бориса Щукина и, проходя мимо особняка Шаляпина, все время смотрел на памятник и своим однокурсникам говорил: «Вот, вот личность, которую бы сыграть!» Кто бы мог подумать, что все сбудется?

— Фантастика!

— Да! Но при этом, когда предложили сделать пробы на главную роль, я оробел: «Ну какой я Шаляпин?! О чем вы говорите?» Уговорили, нашли аргументы, спасибо нашим продюсерам. Было страшно, потому что Федор Иванович оставил громадный и неоспоримый след в искусстве. Вообще биографические истории опасно снимать: кто-то работу потом вознесет, а кто-то разнесет в пух и прах.

Конечно, сыграть Шаляпина — это вызов. Были определенные сложности: я же не пою, лишен вокальных дарований. За меня поет мировая звезда Ильдар Абдразаков. Нужно, чтобы моя артикуляция и звук его прославленного баса совпадали. И в этом мне помогали суперпрофессионалы — педагоги Большого театра. Без них я бы не справился. Опера — другой мир, невероятно сложный. Но дело сделано, фильм закончен, уже практически отдан на суд зрителя. Как говорят: «Все будет так, как должно быть, даже если выглядит иначе». Не устаю себе это повторять.

— Как вы перевоплощались в знаменитого русского баса?

Александр Горбатов
«Федор Иванович оставил громадный и неоспоримый след в искусстве. Вообще, биографические истории опасно снимать: кто-то работу потом вознесет, а кто-то разнесет в пух и прах» В сериале «Шаляпин». 2023 г.
Фото: телеканал «Россия»

— Это во многом интуитивно происходило. Физической схожести у нас мало, я так считаю. И я в первую очередь искал глаз, нерв, его суть… Было непросто. Материала мало. Хотя кажется, что его море, но это обманчивое впечатление. Искал информацию по крупицам. Коллеги (за что я им бесконечно благодарен) свели меня с теми, кто помнит семейные предания, — Федор Иванович был вхож в дома их дедов и отцов. Мне показали редчайшие фотографии и рассказали не менее редкие истории о Шаляпине. Так, например, в обычной жизни он разговаривал гораздо более высоким голосом, чем на сцене, и был очень манерен. Но при этом не терял в себе удалого мужика из Казани — при случае мог и крепким словом приложить, и лихой поступок совершить.

— Шаляпин гримировался самостоятельно, и я слышала, что вы тоже для роли научились делать себе грим.

— Этому учат в институте, было не впервой. Режиссер Егор Анашкин попросил меня: «Саша, я бы хотел, чтобы ты попробовал в кадре гримироваться», и я сделал, что требовалось. К тому же я рисую с детства. В основном это графика, рисую карандашом, обожаю гиперреализм, фантазирую. К сожалению, сейчас на увлечение не хватает времени. Но на съемках это умение пригодилось. Как-то мы снимали сцену сбора труппы у Саввы Мамонтова, во время которого Шаляпин делал свои знаменитые рисунки. Он же был прекрасным рисовальщиком и скульптором. Художникам, которые работали на площадке, не пришлось трудиться, здесь мне дублеров не потребовалось — все сам нарисовал.

— Кроме таланта рисовальщика, у вас есть какие-то точки соприкосновения с Федором Ивановичем?

— Ну, это громко сказано про точки соприкосновения. Есть некоторое сходство начала пути, которое помогало его понять. Хотя бы то, что мы из провинции приехали покорять столицу. У него за спиной были Казань-матушка и Суконная слобода. Всю жизнь Шаляпин жил с тем, что он крестьянин, бурлак, простолюдин, и все время это преодолевал. Пожелал большего — познавал другой мир, другой язык, литературу, музыку. Сталкивался с людьми, у которых многому на­учился. Во все глаза смотрел на выдающихся современников — и впитывал смысл другой жизни.

Когда я поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина, точно так же, как Шаляпин в свое время, смотрел на народных артистов. Не мог и подумать, что с ними столкнусь, буду у них учиться и они станут поправлять мою речь, потому что я приехал с жутким говором. Одним из педагогов по речи был Василий Семенович Лановой!

— Лановому и самому тоже в свое время помогали исправить южнорусский говор педагоги «Щуки». Кто, кроме него, были вашими педагогами?

Александр Горбатов с Елизаветой Боярской
С Елизаветой Боярской на съемках фильма «Анна Каренина». 2016 г.
Фото: Юрий Феклистов

— Нина Игоревна Дворжецкая — это мой учитель, худрук нашего курса. Надеюсь, ей не стыдно за меня. Нам преподавали Наталья Николаевна Павленкова, Марина Александровна Швыдкая, жена Михаила Ефимовича Швыдкого. Михаил Георгиевич Мали­новский, я его обожаю, потому что он всегда держал дистанцию и не имел любимчиков. Родион Юрьевич Овчинников, с которым мы проработали всего лишь год, судьба так распорядилась. Среди педагогов были Михаил Петрович Семаков, Нина Михайловна Дорошина, Галина Петровна Сазонова.

— Какие имена!

— Да! Но вы же все равно понимаете, главная учеба начинается после института. Всегда слышал и слушал старших коллег в театре и кино. Наблюдал за тем, как они работают в кадре. Разбирал их игру на молекулы, анализировал, что мне близко, что нет, что могу взять, а что не пригодится. Ты постоянно учишься, отсекаешь лишнее. И никогда на этом пути познания не останавливаешься.

— Кто из артистов, за которыми вы наблюдали, вас поразил больше всего?

Сергей Колтаков. Мне посчастливилось в «Угрюм-реке» с ним сыграть одну сцену. Ну как сыграть, у меня была одна реплика, а все остальное, по сути, этюд. Но я наблюдал за ним, за его внутренней работой, за механизмом, с помощью которого он собирает роль, как пазл. Меня его работа поразила. Он не артист, а настоящий лицедей, которых очень мало. Если говорить о кинематографе, самое большое влияние на мое формирование оказал Сергей Владимирович Урсуляк.

— А как вам, будучи еще студентом, удалось получить одну из главных ролей в таком серьезном проекте, как «Тихий Дон»?

— Повезло. Меня брали на эпизод. Я пришел на пробы, сидит Урсуляк, а на стене за ним — бумажка с таким текстом: «Не рассказывайте мне про своих предков-казаков». Оказалось, все, кто приходил пробоваться в «Тихий Дон», говорили одно и то же. Мне даже обидно стало, что про это нельзя сказать, потому что у меня весь род по линии маминого отца — казаки. Сергей Владимирович спросил, читал ли я роман, а потом уточнил: «А кого хочешь сыграть?» — «Степана Астахова, мужа Аксиньи». — «Почему?» — «Мне кажется, роль эта затратная, сильная. Я вижу ее не так, как в фильме Герасимова». Урсуляку стало интересно, мы душевно поговорили. Но в конце он сказал: «Понимаешь, роль большая, а ты как артист еще маленький». — «Так дайте возможность вырасти парню из Запорожья!»

Александр Горбатов
«Я пришел на пробы, сидит Урсуляк, а на стене за ним — бумажка с таким текстом: «Не рассказывайте мне про своих предков-казаков». Оказалось, все, кто приходил пробоваться в «Тихий Дон», говорили одно и то же» В сериале «Тихий Дон». 2015 г.
Фото: Телеканал «Россия»

— Вы не растерялись...

— А что теряться? Да, я заявил это нагло. И правильно сделал — все-таки свою роль не упустил! И я благодарен человеку, который эту роль мне дал, осталось только ее донести. И вроде бы я его не посрамил. По сей день говорю: мне не надо ничего, дайте только постоять в кадре, просто повзаимодействовать с Сергеем Владимировичем Урсуляком.

— Сколько у вас совместных проектов с ним?

— Три. «Тихий Дон», «Ненастье» и «Одесский пароход».

— «Ненастье», где вы играете «афганца» Сергея Лихолетова, — это, конечно, большая удача.

— Прежде всего это отличный материал, настоящая литература. Когда я прочитал роман «Ненастье» Алексея Иванова, его герой Серега Лихолетов меня прямо зацепил. Но я думал, что на эту роль, скорее всего, возьмут какого-нибудь именитого человека. Она же такая мощная. А потом, когда Урсуляк на пробах дал мне читать отрывки из монолога Лихолетова, я внутренне сказал: «Ну зачем так? Для чего вы меня дразните, черт возьми?» Сергей Владимирович поступил со мной очень честно, сказав, что, если он найдет кого-то лучше, возьмет его. И я смирился. Шло время. А потом мне сообщили: «Играешь Лихолетова». Но тут я не боролся, я мечтал... Я счастлив работать с Урсуляком. Он на площадке очень помогает, Сергей Владимирович мощный психолог. И я благодарен судьбе, что у нас одна альма-матер (Урсуляк учился на актерском факультете Института им. Щукина. — Прим. ред.), это позволяет нам понимать друг друга с ­полуслова.

— Есть мнение, что важно, с чего ты начинаешь. Поэтому, например, артист Андрей Соколов не рекомендует своим студентам сниматься в массовке, в эпизодах — потом трудно перейти к хорошим ролям.

Александр Горбатов с Юлией Снигирь
«Я в первую очередь искал глаз, нерв, его суть… Было непросто. Федор Иванович в обычной жизни разговаривал гораздо более высоким голосом, чем на сцене, и был очень манерен. Но при этом не терял в себе удалого мужика из Казани» С Юлией Снигирь в сериале «Шаляпин». 2023 г.
Фото: Телеканал «Россия»

— Я не согласен. А как им начать? Как пробиться? И я готов был начинать с эпизода. Мне просто повезло, что дали роль. Но я считаю, что и эпизод можно сыграть так, что он будет сильным. Все зависит от тебя. Твое отношение к делу важнее, чем все остальное. Время на площадке или на сцене — это твое время. Да, вы работаете в симбиозе с режиссером, но, как только звучит команда «Мотор, начали!» или раздаются три звонка в театре, — все, ты главный. Судить тебя будут потом.

Я знаю многих ребят, которые начинают с эпизодов, прыгают, пробуют, развиваются, и из них выходят отличные профессионалы. Так и надо двигаться — путем проб и ошибок. Только так. Иначе представьте, большой режиссер предложит тебе роль, а у тебя ни опыта, ни черта. Студентов же не учат работе на камеру. Нужно постоянно развиваться, смотреть, читать, совершенствоваться, используя каждую свободную секунду, не зацикливаться на чем-то одном, не становиться фанатиком каких-то канонов. Я иногда смотрю на себя даже в успешных картинах и все равно раскапываю то, что мог бы сделать лучше. Появляется желание что-то поменять, попробовать еще, еще, еще. И хорошо, когда у тебя перед тем, как приступить к какой-то сложной роли, колени трясутся. Это говорит о том, что ты живой. Благодаря этому страху и волнению можно сделать то, чего от себя даже не ожидаешь.

— Александр, вы столько уже сыграли ролей в знаковых и резонансных проектах, другие об этом могут только мечтать. Завидуют коллеги?

— Ты всегда будешь вызывать зависть, если работаешь. Но знаете, что я вам скажу? Пока ваше лицо на билбордах, все хотят за вас заплатить в ресторане; как только его нет, никто о вас не вспомнит. Когда ты на волне, все хотят к тебе в друзья. Но друг бывает один. Называть всех подряд друзьями — это обманывать самого себя. Коллеги, товарищи, знакомые — да. А что касается зависти, она будет всегда. Чем больше ты работаешь, чем ухабистей твой путь, тем больше про тебя будут говорить, и не всегда хорошее. Это нормально и не мешает двигаться вперед.

— Как вы думаете, в чем секрет вашей востребованности? Это же не может быть случайностью?

— Надо всегда оставаться самим собой, знать, куда ты идешь и зачем, делать внутри себя «домашнюю» работу больше, чем могут себе представить все остальные. Больше других. Это мазохизм своего рода — столько просмотреть, столько прочитать, столько копать не останавливаясь, читать даже в душе, завернув телефон в целлофановый пакет. Надо пахать на имя, чтобы имя потом работало на тебя. Секрет очень прост: что положишь в свое лукошко, то потом оттуда и вытащишь. Если тебе кто-то говорит: «Это невозможно», не верь, плюнь ему в лицо, потому что это твой враг. Все очень просто: слушай себя и свое сердце.

— Что вам помогает быть таким уверенным в себе?

Александр Горбатов с Андреем Мерзликиным
«Что касается зависти, она будет всегда. Чем больше ты работаешь, чем ухабистей твой путь, тем больше про тебя будут говорить, и не всегда хорошее. Это нормально и не мешает двигаться вперед» С Андреем Мерзликиным в сериале «Годунов». 2019 г.
Фото: Телеканал «Россия»

— Мой жизненный опыт. До того, как я пришел в актерскую профессию, я научился работать не останавливаясь, на автомате, и делать больше своих сил, больше того, что требуется. Это возможно, я это знаю. Я прошел завод, поэтому, когда артисты начинают жаловаться на трудности и проблемы, хочу им сказать: «Подумайте о тех, кто вкалывает на заводе. Им действительно тяжело. И поймете, что у вас нет проблем. Есть только вы и ваша лень. Все». Я лично очень благодарен трудностям, которые были в моей жизни, потому что они меня вылепили. Полоса препятствий, которую я преодолел, меня до сих пор кормит.

— О какой полосе препятствий вы говорите?

— Система, социум — это препятствие. Деление детей на глупых, умных, бедных, богатых, красивых, некрасивых. И надо как-то из этого выбраться. Система — не дать тебе выучиться, шагнуть выше головы. Ты должен зарабатывать ровно столько, сколько можешь потратить на еду, оплату коммунальных услуг и еще на что-то. Но есть те, кому нужно другое. Они хотят вырасти, найти себя. Я счастлив, что самоидентифицировался, нашел себя, свое дело. Дело не предаст. Я в него погружен.

— Чем с такой же страстью, как актерство, вы могли бы заниматься?

— Не знаю, наверное, шить вещи, придумывать их.

— Серьезно?

— Я «шмоточник», ничего не могу с этим поделать и искренне в этом признаюсь.

Александр Горбатов с Андреем Смоляковым
«Надо пахать на имя, чтобы имя потом работало на тебя. Секрет очень прост: что положишь в свое лукошко, то потом оттуда и вытащишь» С Андреем Смоляковым в сериале «Художник». 2022 г.
Фото: телеканал «Россия»

— Что-нибудь шили для себя?

— Пальто, брюки, куртки. Я умею шить. Жизнь научила. В 90-х годах нечего было делать, телевизоры — «Электроны» и «Рубины» — постоянно ломались. Зимы были холодные, длинные. Никаких развлечений дома. Только книги и бабушкина швейная машинка. Вот я читал и шил. Мы не могли себе позволить больше двух пар обуви — летнюю и зимнюю, поэтому ее я чинил сам с помощью капроновых ниток, шила, клея. Шил, подбивал, проклеивал, и ботинки были как новые. Получалось очень хорошо. И не нужно меня жалеть. Многие так жили. Я был одним из многих.

И была еще одна проблема. Мне было скучно так жить. Кое-как окончил вечернюю школу, отучился в ПТУ, устроился на ферросплавный завод. Плавил металл. Это первая сетка вредности. У горна температура адская — тысяча шестьсот температура плавления и почти столько же на выпуске. Условия работы — адские в прямом смысле слова. Но даже не это тяготило. Я не видел никаких перспектив. И вот помню, в таком настроении подъезжаю я к проходной завода, и вдруг приходит решение: «Все! Увольняюсь и уезжаю из города!»

— Сразу уехали в Москву?

— В Ступино. Там жил мой дядька, который помог устроиться на работу. Я строил цех с рабочими, которые, как и я, приехали с периферии. Параллельно готовился к поступлению в театральный. Стоял под краном, стропил плиту или другую работу на стройке выполнял и в этот момент пел песни, рассказывал сам себе басню и стихи. На меня смотрели как на дурака.

— Почему вы выбрали теат­ральный?

— Я понимал, что это единственное место, куда я могу поступить без денег и без нормального базового образования. Поступал в три института — в «Щуку», в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС.

Александр Горбатов
«Если тебе кто-то говорит: «Это невозможно», не верь, плюнь ему в лицо, потому что это твой враг. Все очень просто: слушай себя и свое сердце» В фильме «Одесский пароход». 2019 г.
Фото: телеканал «Россия»

Мне было 23 года, я ощущал себя взрослым мужиком. В «Щуке» я увидел мальчиков и девочек с мамами и папами. Меня с первого же тура «скинул» педагог. Причины не объяснял. Но, думаю, из-за моего внешнего вида. Я же напялил на себя все самое яркое, модное и, на мой взгляд, красивое: футболку в стразах, супермодные джинсы, кроссовки. Завершал этот шикарный, на мой вкус, образ атласный шарфик. Хотелось всем показать, что я в порядке, в достатке и вообще крутой парень. В итоге выглядел как клоун.

Как только меня завалили в «Щуке», рванул во МХАТ. Прибежал, а там «брус­никинцы» принимают экзамены. И вижу странное: нет парней, одни пафосные леди из какой-то новой «ВИА Гры» поступают целой группой. Ну я к ним присоединился. Прочитал Хармса. Никакого впечатления не произвел и ретировался за дверь. И вдруг — чудо. Передо мной возник Кот Матроскин. Голубые глаза, улыбка, мурлыкающий голос: «Постойте!» А я и так стою как вкопанный. Потому что это же Та­баков! Сам! У меня улыбка от уха до уха. Он исчезает за дверью. А я так и стою, улыбаюсь, как дурак. Вдруг дверь распахивается и мне говорят: «Вернитесь!» Когда я зашел в аудиторию, если честно, «брусникинцев» не узнал. Другие люди, другие лица — добрые, заинтересованные. А в центре стола — Табаков Олег Павлович. «Ты откуда?» — спрашивает. «Из Запорожья». — «Сколько тебе?» — «Двадцать три». — «Чем занимался?» — «Я электросварщик, контролер ОТК, наладчик электродуговой печи, неоконченный инженер черной металлургии по совместительству».

Табаков захохотал, а потом спросил: «А что ты читал?» — «Хармса». — «Ну бог с ним. Лучше расскажи про свой город, про твою жизнь». И я стал рассказывать. Он внимательно слушал, а потом попросил: «Ты сказал, бабушка твоя из Крыма, расскажи». А я с радостью: «Да у нас в Крыму…» — и стал рассказывать. Он долго слушал, потом говорит: «Не надо ничего читать. Спасибо. Подожди». Совсем скоро вышла девушка и сообщила, что я на конкурсе. Представляете, перепрыгнул второй и третий туры! Перескочил несколько ступенек. Иду, счастливый, и вдруг вижу — девчонка, которая вот только что вместе со мной провалилась на первом туре в «Щуке», бежит. Я ее остановил. Она рассказала, что нашла лазейку, перезаписалась, ее снова прослушали и она прошла на второй тур. Я снова в «Щуку» побежал. Прослушивание назначили через две недели.

Я бросился искать педагога по актерскому мастерству в Ступино. Нашел мужика из театрального кружка. Ока­зывается, он много лет назад «Щуку» оканчивал. Все ему объяснил. Он приказал найти и выучить мужской материал и одеться нормально. И знаете, я преобразился. Надел рубаху, строгие брюки и ботинки... Курс набирала Нина Игоревна Дворжецкая. Начинаю читать, вижу ее сказочные зеленые глаза и понимаю: хочу учиться только у нее, вот мой педагог! Я уже не вспоминал о Табакове и Школе-студии МХАТ, забыл о ГИТИСе, куда меня тоже готовы были взять.

— Про ГИТИС вы не рассказывали.

— Меня притащил туда буквально за руку артист Геннадий Назаров, который там преподавал. По дороге расспрашивал: «Какой у тебя рост?» — «Метр девяносто восемь». — «Такая фактура, там же все просто обалдеют!»

Курс набирал Евгений Борисович Каменькович. Я ему все прочитал и уже даже расслабиться успел. А он мне раз — и попросил что-то спеть. От неожиданности я забыл все песни. Вспомнил только «Ядрена вошь». Запел ее от безысходности. А там, я вам скажу, такой текст, что Каменькович был, мягко говоря, в шоке. Смотрит на Назарова, мол, что за чудика привел. Потом спрашивает: «Это ваше творчество?» — «Нет. «Сектор Газа». — «Достаточно песен. Покажите, пожалуйста, предмет». Я как заору: «Тра-та-та-та-та». — «Это пулемет?» — «Дрель». — «А почему остановились?» — «Сломалась». Мы ржали хором. Я ему понравился.

Александр Горбатов с Ольгой Тумайкиной и Евгением Косыревым
С Ольгой Тумайкиной и Евгением Косыревым в спектакле «Гроза» Театра имени Евг. Вахтангова. 2016 г.
Фото: риа новости

— Это чудо, вы могли выбирать из трех институтов.

— Мог, но хотел учиться только у Дворжецкой. Две недели после того, как поступил в «Щуку» на бюджет, ходил просто как обалдевший, будто в тумане. Вытащил счастливый билет. Билет в мою жизнь.

— В чем вам еще повезло?

— У меня прекрасная семья. Я вообще хочу большую семью. Пять детей. И именно от этой женщины — моей жены Вики.

— Сейчас у вас уже две дочери.

— И я этому очень рад. Мире уже три года, а чуть больше года назад родилась Теона, мое маленькое чудо. Она ходит, болтает, ссорится со старшей, а та ссорится с младшей — ревность и все остальное. Жизнь бьет ключом. Теона похожа больше на мать. Мира — на меня и мою маму. Дочки обе хулиганистые и равно любимые.

— Они, наверное, очень скучают по вам, когда вы на съемках?

Александр Горбатов с женой
«Я вообще хочу большую семью. Пять детей. И именно от этой женщины — моей жены Вики» С женой Викторией. 2018 г.
Фото: из личного архива Александра Горбатова

— Надеюсь, не очень. Они маленькие пока. А вот я очень по ним скучаю. Но понимаю, что их надо кормить, поить, одевать, давать образование. И кто, как не я, будет это делать? Потом посвящу все свое время внукам, если, даст Бог, доживу до этого времени. А я очень хочу дожить до старости, увидеть внуков, правнуков, как они полюбили, как женились...

Семья — это сакральное. Карьера пришла и ушла. Важнее семьи нет ничего. Я бы всю свою фильмографию отдал, лишь бы еще раз увидеть живой свою маму. И не сожалел бы ни о чем. Заново бы пошел и заново всего добился. Нет ничего важнее тех, кого мы любим, ради кого мы живем.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог