Александр Зацепин: «На съемках «Кавказской пленницы» я поставил Гайдаю ультиматум»

«Песня «Остров невезения» не прошла цензуру, и если бы не Леонид Ильич Брежнев, ее бы вырезали из...
Павел Соседов
|
13 Ноября 2022
Александр Зацепин
Александр Зацепин, 2006 г.
Фото: Legion-media

«Песня «Остров невезения» не прошла цензуру, и если бы не Леонид Ильич Брежнев, ее бы вырезали из фильма. Брежнев распорядился, чтобы ему на дачу, в кинозал, привезли новую комедию. Ему и послали «Бриллиантовую руку», еще до «приемки». Говорят, Леонид Ильич очень смеялся во время просмотра. А утром позвонил в прокат: «Выпускайте картину немедленно, замечательная комедия!» Цензоры стиснули зубы, но что делать — пришлось выпускать», — вспоминает выдающийся кинокомпозитор Александр Зацепин, автор музыки ко многим легендарным фильмам.

— Александр Сергеевич, в Москве 17 ноября в «Москонцерт-холле» состоится уникальное мероприятие «Три товарища» — впервые на одной сцене соберутся выдающиеся кинокомпозиторы: вы, Эдуард Артемьев и Геннадий Гладков. На концерте будут презентованы современные виниловые пластинки с лучшими отреставрированными произведениями — вашими и ваших коллег. В том числе и пластинки с музыкой и песнями для кинокомедий Леонида Гайдая…

Юрий Никулин
«С Юрием Никулиным и Андреем Мироновым я просто встретился и сыграл им на рояле «Песню про зайцев» и «Остров невезения». Они остались очень довольны. Знаю, что Миронов много работал над своим номером» Юрий Никулин в фильме «Бриллиантовая рука». 1968 г.
Фото: Legion-media

— А ведь наше сотрудничество с ним могло прерваться в самом начале, и тогда картина «Операция «Ы»…» осталась бы единственной совместной работой. С Гайдаем мы чуть было не рассорились на «Кавказской пленнице». Леонид Иович всегда повторял: «Мне нужна такая песня, которую бы не по радио крутили или на пластинках, а которую бы весь народ пел!» Я разводил руками: «Ты можешь заранее быть уверен, что твой фильм будет принят на ура всеми зрителями? Нет, ты будешь сомневаться. Так же и я не могу наперед сказать, что песня станет хитом. Кто знает, как народ ее оценит?» Но Гайдай был человеком настойчивым и проверял наши с Леонидом Дербеневым песни на знакомых. Первый вариант, который мы написали для «Кавказской пленницы», был вовсе не о медведях. Сейчас даже уже не вспомню, о чем песня была и как называлась. Гайдай ее не принял: «Знаешь, я дал послушать и друзьям, и недругам — и половина людей говорит, что песня хорошая, а половина считает, что малоинтересная. Надо писать новую». Я ответил: «Хорошо, буду сочинять». Поехал в Дом творчества композиторов «Иваново» и там уже работал «во всю ивановскую». И родились мелодии, одна из которых потом легла в основу «Песенки о медведях». Гайдай с группой в это время уже уехали в Алушту на съемки. Я послал туда кассету, сопроводив ее письмом: «Леня, обрати внимание на третью песню, я считаю, она может быть самой яркой. И лучше я вряд ли что-то сделаю. Поэтому, если тебе не понравится, пригласи, пожалуйста, другого композитора. Например, Бабаджаняна».

— То есть вы фактически выдвинули ультиматум?

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай
«Гайдаю была свойственна одна черта: если он упирался — с места не сдвинешь. Это и супруга его подтверждала» Нина Гребешкова и Леонид Гайдай на съемках фильма «Опасно для жизни!». 1985 г.
Фото: Legion-media

— Да. А Гайдаю была свойственна одна черта: если он упирался — с места не сдвинешь. Это и супруга его Нина Гребешкова подтверждала: «Саша, если Леня в такое состояние входит, то обязательно нагрубит и мне, и дочери, а на следующее утро извинится». От Гайдая мне пришел ответ: «Третья мелодия, да — лучше других. Но я не уверен, что она будет популярной. Я, наверное, приглашу Бабаджаняна». Вот на этом наше сотрудничество могло и закончиться… Я отправился в музыкальный отдел «Мосфильма», написал заявление, что с картины ухожу. А музыкальный редактор говорит: «Надо пойти к Ивану Александровичу Пырьеву (Пырьев руководил Творческим объединением «Луч». — Прим. ред.), чтобы он это заявление утвердил». Вошел к Пырьеву в кабинет и молча отдал заявление. Пырьев посмотрел и говорит: «Как?! Почему?» Я ему рассказал. Иван Александрович возразил: «Но вы же к «Операции «Ы»…» замечательную музыку написали. Я тогда сам Гайдаю рекомендовал: «Все время работай с этим композитором». Так дело не пойдет!» В общем, Пырьев порвал мое заявление и вызвал секретаря: «Посылайте Зацепина с Дербеневым в Алушту, пускай урегулируют ситуацию сами».

— И как Гайдай вас встретил?

— Ужасно. Мы с Леней Дербеневым приехали, вместе входим в гостиницу. Там в фойе на столе сидят участники «троицы»: Никулин, Вицин и Моргунов. И, завидев нас, затягивают припев: Ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля…» — текста «Песенки о медведях» еще не было. Никулин говорит: «Знаешь, Саша, Гайдай нам дал послушать, и я сразу сказал: «Песня получится хорошая! Чего же ты ее не хочешь брать?» А Гайдай гнет свое: «Мне надо, чтобы народ пел. А вы — артисты — не народ!» Хлопнул дверью и ушел. Вот так». Потом появился и сам Гайдай: «Так, а вы зачем приехали?» Я ему рассказал, что Пырьев порвал мое заявление и прислал сюда. «А что мне Пырьев?» — говорит Леонид Иович. Отвечаю: «Не знаю, зачем он нас прислал. Ты уж сам решай…» Гайдай что-то проворчал в ответ и опять хлопнул дверью. Я Дербеневу говорю: «Леня, завтра же вернемся в Москву, а сегодня побудем здесь».

И мы вместе с «троицей» пошли на какой-то закрытый пляж — Моргунов достал пропуска. Но их было всего четыре. Моргунов раздал их нам, а сам встал в конец колонны. Дежурная, пересчитав пропуска, говорит: «У вас лишние люди». А Вицин ей отвечает, указывая на Моргунова: «Он сам купаться не будет, мы на нем плаваем просто». Дежурная юмора явно не поняла, но все же пропустила.

Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин
«Первый вариант песни для «Кавказской пленницы» Гайдай не принял: «Дал послушать людям. Половина говорит — хорошая, а половина считает, что малоинтересная. Надо писать новую!» Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
Фото: Legion-media

А вечером того же дня приехали сценаристы картины Морис Слободской и Яков Костюковский. Они-то и убедили режиссера: «Ле­ня, ты что?! Такая музыка хорошая, мы сразу запомнили!» — «Ну ладно, — смилостивился Гайдай, — пусть Дербенев пишет стихи!» И опять куда-то ушел. На следующий день Леня Дербенев принес стихи про медведей. Гайдай снова недоволен: «А при чем тут медведи? Мы снимаем на Кавказе!» Леня ему говорит: «Ну, тут жарко, все мечтают о прохладе…» И Костюковский вновь поддержал нас. «Ну хорошо», — сдался Гайдай.

— Потом, когда вся страна запела эту песню, Леонид Иович признал свою ошибку?

— Нет. Но зато он лично напел при­пев этой песни в «Бриллиантовой руке». Помните, когда пьяного выносят? А Горбунков говорит: «На его месте должен был быть я». Так вот в картину вошел голос Гайдая: «Ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля…»

После инцидента с песней к «Кав­казской пленнице» у меня с Леонидом Гайдаем больше никогда конфликтов и споров не возникало. Он только просил: «Пиши песни самые современные! И пусть я в современной музыке ничего не понимаю, но ты пиши!» Песня «Звенит январская вьюга» для «Ивана Васильевича…» — это же практически рок! Я писал песни ко всем его последующим картинам. Кроме одной. Мне совсем не понравился сценарий фильма «Опасно для жизни!». О чем я честно и сказал: «Леня, я не знаю, что здесь писать, мне это совершенно не интересно. Пригласи кого-нибудь другого, пожалуйста». Гайдай не обиделся. Возможно, ему даже понравилось, что я был с ним искренен. Он пригласил на этот фильм Максима Дунаевского.

Наталья Селезнева и Александр Демьяненко
«Для финального кадра, где в окне вырисовываются силуэты влюбленных Шурика и Лиды, я предложил написать песню. Но Гайдай был категоричен: «Нет». А после выхода фильма он говорил: «Что же ты не настоял на песне? Остался бы хит» Наталья Селезнева и Александр Демьяненко в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». 1965 г.
Фото: Legion-media

— А как начиналось ваше сотрудничество с Гайдаем?

— Как рассказывает супруга Ле­о­нида Иовича Нина Гребешкова, именно она посоветовала мужу пригласить молодого, еще не известного в Москве композитора Зацепина на фильм «Операция «Ы»…». «Леня, — сказала Нина Павловна, — у Александра Зацепина есть очень хорошая песня «Надо мной небо синее», послушай» (песня была написана для картины Шакена Айманова «Наш милый док­тор». — Прим. ред.). — «Песню я знаю, — ответил Гайдай, — песня хорошая. Но как он напишет эксцентрику? Я не могу быть уверенным. Поэтому буду думать». Но, видимо, обдумав, решил все-таки рискнуть...

— Какую он вам поставил задачу в тот первый раз?

— Никакой задачи Гайдай не ставил. Со мной заключили на «Мосфильме» контракт, это называется экспликация музыкальных номеров композитора. Дали сценарий. Я прочитал. И стал ориентироваться на ремарки и пометки режиссера, которые там были на полях. Из них становилось понятно, какая в каком эпизоде нужна музыка: допустим, марш, потом галоп, потом опять марш. На встречу с Гайдаем я пришел уже подготовленным, с набросками музыки. И увидел, что на его рабочем столе лежит толстенный сценарий будущей картины — раз в пять толще, чем тот, что дали мне. Это была подробнейшая раскадровка. Я попросил ее показать. Например, я тогда увидел рисунок, на котором герой новеллы «Напарник», впоследствии сыгранный Алексеем Смирновым, бежит по стройке с копьем. Персонаж был изображен чернокожим дикарем. Я сразу решил, что для этой сцены напишу самбу. Потом Гайдай меня спросил: «Почему ты здесь хочешь самбу, а не галоп?» Я объяснил, что самба — бразильская музыка и в этой сцене она будет звучать уместнее, чем галоп. Гайдай в знак согласия кивнул. Зато мое предложение для второй новеллы — «Наваждение» — он не принял. Там в финале есть кадр, как в окне вырисовываются силуэты влюбленных Шурика и Лиды. И я сказал: «Леня, для этой сцены я бы хотел написать песню». Но Гайдай был категоричен: «Нет-нет, песни не надо». Потом, уже после выхода картины, он несколько раз говорил: «Ну почему же ты не настоял тогда на песне? Сейчас остался бы хит».?

Алексей Смирнов
«Для сцены с персонажем — чернокожим дикарем я сразу решил, что напишу самбу. Гайдай спросил: «Почему самба, а не галоп?» Я объяснил, что самба — бразильская музыка, она подходит больше» Алексей Смирнов в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». 1965 г.
Фото: Legion-media

— А как вы работали с Мироновым и Никулиным, записывая с ними «Песню про зайцев» и «Остров невезения» к фильму «Бриллиантовая рука»?

— Для начала я просто встретился с ними. Сыграл им на рояле эти песни. По-моему, по два раза. И Андрей, и Юрий Владимирович остались довольны и сказали: «Достаточно, мы уже знаем почти наизусть». Я дал им ноты, чтобы они готовились. Знаю, что Миронов очень много работал над своим номером. Репетировал с концертмейстером, придумывал и отрабатывал танец. Он очень серьезно подходил к любой работе.

Кстати, песня «Остров невезения» не прошла цензуру, и если бы не Леонид Ильич Брежнев, ее бы вырезали из фильма. Брежнев любил побаловать себя хорошим кино. И в очередной раз он распорядился, чтобы ему на дачу, где был кинозал, привезли какую-нибудь новую комедию. Вот ему и послали «Бриллиантовую руку», еще до «приемки» картины. Говорят, Леонид Ильич очень смеялся во время просмотра. А на следующий день позвонил в прокат и сказал: «Выпускайте картину немедленно, замечательная комедия!» Цензоры стиснули зубы, но что было делать — пришлось выпускать как есть.

— Все основные ваши хиты написаны в соавторстве с поэтом Леонидом Дербеневым. Знаю, что вы всегда сперва писали музыку, а только потом появлялись стихи.

Наталья Крачковская и Арчил Гомиашвили
«Какие только звуки я не придумывал! Когда мадам Грицацуева в исполнении Крачковской бегает по редакции, виолончель играет соло. Я эту партию ускорил в два раза, и получился необычный эффект» Наталья Крачковская и Арчил Гомиашвили в фильме «12 стульев». 1971 г.
Фото: Legion-media

— Да. Так создавались все песни, кроме одной. Дербенев написал стихи «Остров невезения» и показал мне, мне они очень понравились, и родилась музыка. Леня говорил: «Мне главное — придумать, о чем будет песня, это самое сложное. А если есть тема, идея, то текст я за два часа напишу — это дело техники».

— Последним хитом, который вы написали для Гайдая, стал саунд­трек к фильму «На Дерибасовской хорошая погода…».

— Тут вышла недоработка. Мы с Гайдаем более чем за полгода договорились о дате записи музыки. Но у Леонида Иовича работа над фильмом затянулась, и он вышел из графика. А в апреле 1992 года у меня началась работа с французами над мюзиклом «Русское Рождество в Париже». Для записи французские коллеги приехали в Москву — мы работали на моей студии. И тут вдруг время появилось у Гайдая. Я, сколько смог, для картины сделал. Песню «Мне от Брайтон-Бич до Дерибасовской…» записал с Александром Кальяновым. Но Леонид Иович сказал: «Знаешь, мне больше нравится, как ты сам напел эту песню. Вот если бы ты еще две-три фразы немножко по-другому записал, я бы тебя оставил в качестве певца». — «Леня, — говорю, — я уже не могу, французы приехали — у нас каждый день работы на студии на счету». И я отказался. Тогда Гайдай записал Диму Харатьяна, который, собственно, и играл главную роль.

Кстати, когда я впервые в жизни оказался в Одессе, решил найти знаменитую Дерибасовскую улицу. Я не знал, что уже стою на ней, когда спросил прохожего: «Вы не подскажете, как пройти на Дерибасовскую?» Но он, вместо того чтобы мне ответить, стал останавливать других прохожих: «Граждане, ви посмотрите на него! Послушайте, что он спрашивает! Он спрашивает, где Дерибасовская!»

Александр Зацепин
«Голь на выдумки хитра. Синтезаторов не было, и приходилось создавать собственную звуковую базу. Коллекция моих уникальных звуков меня очень выручала — я их потом просто добавил в компьютерную базу» Александр Зацепин. 1970 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Александр Сергеевич, а как родилась песня «Есть только миг»?

— Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили меня написать музыку к фильму «Земля Сан­никова». Я пришел на студию — как раз, по-моему, шли пробы. И вдруг вижу, в павильоне выстроена сцена, на которой стоит Володя Высоцкий. Оказалось, что он пробуется на главную роль — Евгения Крестовского. Я сразу напрягся: «А зачем я сюда пришел? Естественно, если Высоцкий будет играть, значит, он свои песни будет петь». Подхожу к Володе и спрашиваю: «Ты уже написал, наверное, песню?» Он отвечает: «Я пять уже написал!» — «А зачем тогда меня пригласили?» — «Ну, я тебе одну-то песню дам написать». — «Да не надо, Володя. Я посоветую режиссерам, чтобы они взяли кого-нибудь, кто твои песни профессионально аранжирует, и в картине будет только твоя музыка». Режиссерам я тоже сказал, что делать мне здесь нечего: «Вы не волнуйтесь, у Высоцкого всегда яркая, хорошая музыка». И ушел.

— Но на роль утвердили Олега Даля. Высоцкого кинематографическое начальство недолюбливало, не утвердили и в этот раз, хотя ради мужа в картине даже согласилась сниматься Марина Влади

— Когда Высоцкого не утвердили, вновь пригласили меня. Я погрузился в сценарий… Слова к моей музыке, как всегда, написал Леонид Дербенев — так и появилась песня «Есть только миг».

Леонид Куравлев, Юрий Яковлев и Савелий Крамаров
«После «Кавказской пленницы» у меня с Гайдаем споров не возникало. Он только просил: «Я ничего не понимаю в современной музыке, но ты пиши песни современные!» «Звенит январская вьюга» для «Ивана Васильевича…» — это же практически рок!» Леонид Куравлев, Юрий Яковлев и Савелий Крамаров в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». 1973 г.
Фото: Legion-media

— Почему исполнять ее в картину позвали Олега Анофриева?

— Это было не сразу. Сперва ее записывал сам исполнитель главной роли — Олег Даль. Но на запись он прибыл в ужасном состоянии — еле ходил, шатался. Спросил: «Где микрофон?» — и чуть не уронил его. Правда, спел Даль очень выразительно, хоть и не ритмично. Такое исполнение вполне годилось — отклонения были в пределах нормы. Но очередной худсовет не утвердил теперь уже Даля, мол, голос у него хриплый. «Замените исполнителя или вырежьте песню совсем» — вот что было сказано. Режиссеры в ужасе: «Как можно выкинуть такую песню?» Тогда я предложил: «Может быть, у актера Золотухина получится спеть. Он в «Иване Васильевиче…» мою песню «Разговор со счастьем» исполнил неплохо». Изначально мне понравилось, как Валерий пел в «Бумбараше», поэтому я и позвал его на запись к Гайдаю. И для «Земли Санникова» Золотухин спел хорошо, но Валерий никак не мог попасть в артикуляцию Даля. Перемонтировать же сцену было невозможно, так как она была снята панорамно. В итоге отказались и от Золотухина. Тогда я предложил Олега Анофриева. Олег пусть и не с первого дубля, но попал. Хотя потом всегда рассказывал, что записал «Есть только миг» с первого раза. Это неправда. Но зрительная память у него действительно была хорошая, и он сумел запомнить артикуляцию Даля. Небольшие огрехи, конечно, остались.

— Уже в наше время песню «Есть только миг» народным голосованием признали лучшей песней России ХХ века. А в 1982 году, когда вы уехали за границу, газета «Труд» писала, что песня эта о слабых людях, которые только ноют, мол, жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе... Говорилось даже: «Это откровенная пошлость, облеченная в красивую мелодию и потому легко запоминающаяся, тревожащая юные души ложной романтикой, мещанскими представлениями о счастье…»

— Ну, я на такие вещи закрывал глаза. В СССР публичное бичевание было в порядке вещей. Куда обиднее было слышать несправедливую критику в адрес Лени Дербенева. Видите ли, он не состоял в Союзе писателей, а значит, на него можно было спускать всех собак. «А знает ли автор, — писал один критик про «Песенку о медведях», — что оси-то земной нет, и медведи не могут крутить Землю?» Мне хотелось ответить этому умнику: «А помнит ли он, что есть сила притяжения, и Иванушка-дурачок не мог кататься на русской печке?..»

Валерий Золотухин
«Мне понравилось, как Валерий пел в «Бумбараше», поэтому я и позвал его на запись к Гайдаю. В «Иване Васильевиче...» он спел мою песню «Разговор со счастьем» Валерий Золотухин в фильме «Человек с аккордеоном». 1985 г.
Фото: Legion-media

— Александр Сергеевич, вы работали в международном проекте «Красная палатка», режиссером был легендарный Михаил Калатозов!

— Калатозова я хочу отметить как высокого профессионала. Это всегда благо для картины, когда режиссер умеет слышать и других специалистов, а не требует, чтобы весь мир подчинялся его воле. В «Красной палатке» есть сцена: Валерия, которую сыграла Клаудиа Кардинале, идет по берегу моря и встречается с Нобиле (актер Питер Финч)… Звукооператор «потирает руки»: значит, тут будет и ветер завывать, и листья шуршать, и море о камни хлестать. А я для этой сцены написал музыку. Прихожу на запись... Сквозь естественные шумы никакого оркестра, конечно, не слышно — только скрипки едва прорываются… Говорю режиссеру: «Михаил Константинович, наверное, надо музыку просто убрать и оставить сцену на естественных шумах. А то получается, что смешиваем чай с супом». Калатозов говорит: «Александр Сергеевич, мы только начали. Я вообще все шумы подумываю убрать». Звукооператор, конечно, возражает: «Не надо убирать — это же ветер, звук накатывающих волн…» — «А тут и не нужны никакие волны, — отвечает Калатозов. — Героиня идет вся в своих мыслях и не слышит окружающих звуков — у нее только одно в голове, только эта музыка…» И убрали шумы. А другой режиссер так не сделает. Был у меня пример. В другой картине — похожая сцена ночью: одинокий фонарь, телефонная будка недалеко от моря. «Александр Сергеевич, — говорит режиссер, — а напишите мне музыку, как для Калатозова в «Красной палатке»… Я написал. А он симфоническую музыку наложил на шумы, и сцена потеряла весь свой драматизм.

Михаил Калатозов, конечно, познакомил меня со всеми участниками картины. Очень хорошее впечатление на меня произвел Шон Коннери. Помню, в павильоне была выгорожена как бы большая комната, в конце которой — бар с напитками и посудой. И Калатозов мне сказал: «Саша, обратите внимание, как Коннери будет наливать напитки и управляться с бокалами — он же в молодости официантом работал». И действительно, Шон делал это очень элегантно — мастерски.

— В фильме снимались и отечественные звезды Донатас Банионис, Юрий Соломин, Борис Хмельницкий, Эдуард Марцевич, Никита Михал­ков… Вы с кем-то дружили?

Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий и Олег Даль
«Сперва песню «Есть только миг» записывал Олег Даль. Но на запись он прибыл в ужасном состоянии — еле ходил, шатался. Спросил: «Где микрофон?» — и чуть не уронил его» Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий и Олег Даль в фильме «Земля Санникова». 1973 г.
Фото: ТАСС

— Нет, среди актеров у меня друзей практически не было. Но в связи с фамилией Михалкова, с которым я, конечно, прекрасно знаком, мне сейчас вспомнилась история с его братом Андроном Кончаловским. Когда я приехал во Францию, он меня выручил работой: «Саша, напишешь музыку для рекламы кофе? Может быть, у тебя уже какие-нибудь инструментальные кусочки есть?» Я говорю: «Конечно, есть наброски». — «Ну вот! Зачем тебе что-то новое писать, давай!» Я ему показал, и Андрон остался доволен. Там всего 29 секунд музыки вошло. Но забавнее всего было то, как эта реклама снималась. Сюжет простой: мужчина даме подносит кофе. Над чашкой красиво извивается густой дымок, и девушка с наслаждением вдыхает кофейный аромат. А вот как это делалось: вне кадра за камерой стоял маленький человечек с сигаретой. Герой перед началом дубля подносил к нему пустую чашку, тот напускал в нее табачного дыма, которым дама в кадре потом «наслаждалась и восхищалась».

— Кино — величайший обман... Вам ведь и самому приходилось прибегать к разным хитростям для создания звуковых эффектов?

— Да, голь на выдумки хитра, синтезаторов-то не было. Поэтому приходилось создавать собственную звуковую базу. Но даже когда появились синтезаторы, коллекция моих уникальных звуков меня по-прежнему очень выручала — я их потом просто добавил в компьютерную базу. Например, у меня была специальная длинная деревянная линейка, на которой мною же были размечены ноты. Она прикладывалась к столу и на определенную длину вы­двигалась за край. Нужно было нажать на свободный конец линейки и отпустить — тогда она вибрировала, издавая нужную ноту. Звук этой линейки можно услышать в «Операции «Ы»…», в сцене, когда Шурик пропускает людей в автобус. Идет дождь, и нужен быстрый басовый ритм.

Как-то в Одессе на толкучке я увидел колокольчик, он мне чем-то приглянулся, и я его купил. Размером он был сантиметров десять максимум. Опять «Операция «Ы»…» — сцена, когда герой Смирнова, замуровав героя Демьяненко в стене, прилаживает к стене букетик и с грустью снимает кепку. Здесь мне нужен был звук колокола. Но в студию же его не притащишь! И что я сделал? Записал звук этого колокольчика, но пустил его в восемь раз медленнее, и получился чистый бом-бом, как от большого колокола. Или погоня в «12 стульях», когда мадам Грицацуева в исполнении Крачковской бегает по редакции и едет на транспортере… Там виолончель играет соло. Но потом я эту партию ускорил в два раза, и получился необычный эффект — то ли звук скрипки, то ли нет — некий искусственный звук.

Нина Гребешкова и Дмитрий Харатьян
Нина Гребешкова и Дмитрий Харатьян на вечере в честь 90-летия Леонида Гайдая. 2013 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Александр Сергеевич, вы признанный мастер мюзикла! И, наверное, самый популярный из них — это «31 июня»…

— Фильм этот кинематографическое руководство приняло без восторга. Поэтому в телевизионный эфир его поставили часов в семь вечера 31 декабря 1978 года. Ставка была на то, что картина пройдет незамеченной, так как в это время люди бегут с работы и занимаются последними приготовлениями к празднику. Но вышло наоборот — музыку к фильму мгновенно записали на «ребрах», и она стихийно разошлась по всей стране. Эти записи были буквально у всех. Отзывы даже от коллег я получил только самые лучшие. Спустя полгода, в 1979-м, один из исполнителей главных ролей — артист балета Большого театра Александр Годунов стал невозвращенцем. И фильм на семь лет «положили на полку». Но это не помешало выйти официальной пластинке.

— А с Годуновым вы потом за границей встречались?

— Да. Один раз я с ним виделся в Нью-Йорке. Он был весьма подавлен своим положением. Жаловался, что Рудольф Нуреев обещал ему в Америке помочь, но слова остались лишь словами. И Александр оказался невостребованным как на сцене, так и в кино.

Эммануил Геллер, Наталья Трубникова, Михаил Кокшенов, Владимир Зельдин, Александр Годунов и Людмила Власова
«В 1979-м один из исполнителей главных ролей — артист балета Большого театра Александр Годунов стал невозвращенцем. И прекрасный фильм на семь лет «положили на полку» Эммануил Геллер, Наталья Трубникова, Михаил Кокшенов, Владимир Зельдин, Александр Годунов и Людмила Власова в фильме «31 июня». 1978 г.
Фото: Мосфильм-инфо

Что касается мюзикла, то я люблю этот жанр и продолжаю в нем работать. Я сделал сценический вариант мюзикла «31 июня», и он идет в Санкт-Петербурге в театре «Карамболь». Но здесь сложная ситуация с правами — родственники Пристли буквально выкручивают нам руки. А в Московском областном ТЮЗе, которым руководит Нонна Гришаева, идет мой спектакль «Иван Царевич и Серый Волк», созданный по мотивам современного мультфильма. Мне сюжет этого мультфильма очень понравился — особенно то, что действие сказки перенесено в наши дни. Я нахожу это оригинальным и актуальным. Я сам обратился к продюсеру и попросил у него разрешения сделать мюзикл по этому сценарию. Мой менеджер Малик Аминов заключил контракт, и мы с поэтом Сергеем Плотовым воплотили этот проект. Сейчас с ним же работаем над мюзиклом по мультфильму «Тайна третьей планеты», к которому я когда-то написал музыку. Спектакль с моей музыкой по этой повести Кира Булычева уже идет в Санкт-Петербурге, но мы делаем другую редакцию.

Сейчас у меня основная цель — пятый мюзикл. Работа большая, сложная. Пишу не по заказу, а потому что пишется. Параллельно Малик Аминов занимается реставрацией, если можно так выразиться, моей музыки к советским фильмам. Восстанавливает старые записи, выпускает виниловые пластинки и диски… Если уже нельзя реставрировать, то отдельные номера перезаписывает с музыкантами. Уже вышли пластинки «31 июня», «Тайна третьей планеты», «Музыка к фильмам Гайдая» и другие. В моей фильмографии есть и такие картины, которые, к сожалению, вспоминают редко, их уже не показывают по ТВ, но песни из них до сих пор живы, на слуху. Например, вышла пластинка с музыкой к фильму «Фантазии Веснухина» — кто не помнит песню «Куда уходит детство?» в исполнении Аллы Пугачевой! 17 ноября в «Москонцерт-холле» на нашем совместном с Эдуардом Артемьевым и Геннадием Гладковым концерте «Три товарища» все эти пластинки будут представлены. Как и пластинки этих замечательных композиторов. Они выпускаются на нашем лейбле Shining Sioux Records под руководством Малика Аминова.

Александр Зацепин
«Сейчас восстанавливаем старые записи… В моей фильмографии есть и такие картины, которые сегодня, к сожалению, вспоминают редко, но песни из них до сих пор живы»
Фото: Legion-media

— Александр Сергеевич, а как вам удается сохранять такую великолепную форму? Вам 96 лет, но у вас идеальная осанка, стройнейшая фигура, искры в глазах, творческие планы! Зарядка, диета?

— Зарядка — это обязательно, да. Каждый день по 35 минут. Делаю разные упражнения из йоги. Лежа, сидя, стоя. Самому элементарному упражнению меня в свое время еще Леня Дербенев научил. «Знаешь, — говорил, — что делают йоги, когда просыпаются? Они тянут пятки!» Ты еще лежишь в постели, но можешь тянуть от себя не носки, как мы все привыкли, а пятки — эффект ощущается по всей длине тела. Диеты специально не придерживаюсь, просто стараюсь не пере­едать. Ничего нового не открою, нельзя много мяса — это приводит к образованию бляшек в сосудах. Мне рекомендуют в обед съедать мяса не больше 40 граммов. Притом надо его чередовать с индейкой или курицей, а по вечерам есть рыбу. Я себе сам, конечно, не готовлю, так как живу один, — заказываю готовую еду через интернет. Это помогает мне придерживаться разно­образия в меню. И, конечно, я отказался от сахара. Люблю кофе, но пью его несладким. Кашу ем с фруктами или тыквой. Ведь сахарозу легко заменить фруктозой, которую мы получаем вместе с фруктами. Для поддержания бодрости этих советов вполне достаточно.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог