Как Кончаловский учил целоваться Бондарчука и Мирошниченко

«Помню, как бедный Андрон пытался объяснить Сергею Федоровичу и Ирочке Мирошниченко, как надо...
Записал Павел Соседов
|
21 Июня 2018
Фотограф Валерий Плотников
Фотограф Валерий Плотников
Фото: Интерпресс/ТАСС

«Помню, как бедный Андрон пытался объяснить Сергею Федоровичу и Ирочке Мирошниченко, как надо целоваться в кадре. В ответ слышал шутливо-издевательское: «Что, громче, что ли, надо?» — «Да нет, вы поймите же, не громче… Но должно быть перетекание…» — «Что, тише, что ли?» — рассказывает фотограф Валерий Плотников, снимавший практически всех звезд советского кино.

В годы моей учебы во ВГИКе возле института стояла только одна припаркованная машина — кажется, «копейка». Она принадлежала Никите Ми­халкову, он тогда еще был студентом, но уже снялся в нескольких фильмах. С Никитой мы некоторое время учились на одном курсе. У Михаила Ильича Ромма незадолго до ухода из ВГИКа возникла гениальная идея: в одну мастерскую объединить режиссеров и операторов, а не режиссеров и актеров, как до этого делалось. Никита учился на режиссерском, а я на операторском, вот нас и объединили…

На занятиях я, как и другие студенты операторского курса, сидел на последних рядах, а режиссерского — на первых. Но как-то Михаил Ильич дал нам очередное задание, и моя работа понравилась ему больше всего. Помню, когда Ромм объявил об этом, Никита посмотрел на меня с изумлением и вызовом одновременно — он привык быть лидером всегда и во всем.

Он, собственно, им и был, но Михаил Ильич потом еще неоднократно отмечал именно мои работы. Еще до моей учебы во ВГИКе мы с другом юности Сережей Соловьевым написали сценарий, с которым он поступал в институт, тоже к Ромму. Так вот Сережа мне потом рассказывал, что когда Михаила Ильича не стало, то в его письменном столе среди самых ценных реликвий и бумаг лежал наш сценарий…

Сергей Бондарчук и Ирина Мирошниченко
Сергей Бондарчук и Ирина Мирошниченко на съемках фильма «Дядя Ваня». 1970 г.
Фото: Валерий Плотников

А в итоге я стал не оператором, а фотографом. Еще когда мы учились во ВГИКе, Никита пригласил меня на съемки своей учебной работы, которая потом стала дипломной, — «Спокойный день в конце войны». Там снимались Наташа Аринбасарова, Сережа Никоненко, Александр Кайдановский, Юрочка Богатырев... Помню, Михалков объяснял мне, как добраться до места: «Тебе надо сойти с поезда на таком-то километре. Электрички там не останавливаются, но придумаешь что-нибудь. Повернись спиной к железной дороге и иди прямо. Следи, чтобы солнце тебе все время светило в левый глаз. Потом увидишь кустик, от него поверни направо и иди еще семь километров». В итоге я доехал до нужного километра на товарном поезде, спрыгнул и пошел согласно инструкции. В этой, можно сказать, «чеховской степи» не было никаких указателей, никаких ориентиров. Но в итоге в чистом поле я нашел-таки киногруппу.

На закате я увел Никиту в поля. Он захватил с собой сценарий, и мы сняли кадр, на котором и поза и лицо Никиты выражают полнейшее спокойствие. Было видно, что он находится в удивительной гармонии с собой. Я напечатал этот кадр, и Никита сказал: «Знаешь, я хотел бы походить на эту фотографию».

 Ирина Купченко и Беата Тышкевич
«Главное, что со ной происходило в то лето, — любовь. У нас начался роман с Беатой Тышкевич — актрисой ослепительной красоты» Ирина Купченко и Беата Тышкевич в фильме «Дворянское гнездо». 1969 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

У Андрона я тоже фотографировал. Дело было так: после второго курса операторского факультета необходимо было пройти так называемую производственную практику. То есть поработать на какой-нибудь картине ассистентом оператора. Андрон в это время начинал снимать «Дворянское гнездо», оператором у него был сам Рерберг, которого я считал великим. Естественно, мне хотелось к ним, поработать. Я сам пошел на «Мосфильм», прямиком к Рербергу, и сказал: «Георгий Иванович, я хотел бы у вас практику проходить...» Но он прервал мою речь, заявив ехидным тоном: «Ну приходи, приходи…» — мол, пеняй на себя. Такой уж у Рерберга был характер. Но я был счастлив, что он мне не отказал! Вот только во ВГИКе с моим выбором не согласились: «Ты же с берегов Невы, вот на «Ленфильме» и будешь проходить прак­тику». Расстроился я ужасно.

Беата Тышкевич хотела забрать меня к себе в Польшу

Но мне всегда по жизни везет — как правило, все задуманное осуществляется, даже самое невероятное. Во-первых, на «Ленфильме» мне выпало проходить практику на очень хорошей картине — «Мама вышла замуж», где я познакомился с Олегом Ефремовым, Люсьеной Овчинниковой и Колей Бурляевым. Оператором там был Дмитрий Долинин — тоже замечательный профессионал. А во-вторых, без работы в киногруппе Кончаловского я тоже не остался. Андрон мне позвонил и сказал, что едет в Ленинград снимать в подлинных исторических интерьерах. Казалось бы, как это совместить с моей практикой? Оказалось, можно. Ведь учреждения с нужными Андрону интерьерами (музеи, Дом архитектора, Николаевский дворец) днем не могли его принять, снимать там нужно было по ночам. Вот и вышло, что днем я работал ассистентом оператора на фильме «Мама вышла замуж», а ночью — фотографом на «Дворянском гнезде». И началась у меня жизнь практически без сна. Многие сцены Кончаловский снимал в пригородах: в Царском Селе, в Павловске, в деревне Юкки. А туда еще попробуй ночью доберись.

В дополнение ко всему этому у меня появилась еще и третья работа — в Питер приехали югославы со своей национальной выставкой и показами мод. Слава Зайцев познакомил меня с Сашей Йоксимовичем, популярным в то время югославским модельером, у него были потрясающие коллекции. Я взялся поснимать их показы. И целую неделю вечером после практики мчался сначала в Манеж на демонстрации мод, а только потом — на последней электричке, а то и на поливальной машине за город на съемки «Дворянского гнезда». Югославские друзья после каждой съемки выдавали мне импортные напитки и потрясающие консервы, особенно хороша была ветчина в банках. Все это я привозил на площадку к Андрону, где меня уже поджидала голодная группа. Как я умудрялся все успевать? Такое возможно только в юности. Хотя Митя Долинин, которому я ассистировал, потом рассказывал: «Слушай, я ничего не мог понять. Прислали какого-то парня из ВГИКа, а он каждую свободную минуту мчится в камерваген спать. Что за человек такой?»

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов
«Когда Смоктуновский приехал на гастроли в Ленинград, его принимали так, что я даже удивился реакции питерской публики. Когда он выходил на поклоны, в зале стоял визг восторга» Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Но самое главное, что со мной происходило в то лето, — это любовь. У меня начался роман с Беатой Тышкевич, снимавшейся у Кончаловского. Когда-то она с режиссером Анджеем Вайдой привозила свой фильм во ВГИК. Актриса ослепительной красоты, помню, как студенты бросились к ней, пытались пообщаться, фотографировали, и только я почему-то стоял в стороне. Я ничего не загадывал и не планировал, но мне не хотелось быть для нее лишь человеком из толпы. И вот звезды сошлись. На «Дворянском гнезде» я фотографировал Беату, и, естественно, очень старался. Одну из сцен снимали в Екатерининском дворце в Царском Селе, и там Беата потеряла жемчужную сережку. Все стали суетиться, шарить по полу. А я опять стою в стороне и понимаю, что суетиться нельзя, но найти эту сережку должен я. Я весь напрягся, сконцентрировался и увидел сережку на расстоянии нескольких метров. Не сходя с места, я бросил Беате: «Так вон она». С этого и начался наш роман...

Это были потрясающие дни: красота дворцов и природы, творчество, белые ночи, состояние влюбленности — все слилось воедино. Помню, мы снимали один из эпизодов фильма «Мама вышла замуж» в Петропавловской крепости, и Беата приехала туда. А она тогда пользовалась большой любовью у нас в стране. И все, особенно провинциальные туристы, оказавшиеся в тот день в Петропавловской крепости, посворачивали шеи на знаменитую польскую актрису. Помню, кто-то мне шепнул: «Смотри, это же Беата Тышкевич! Интересно, что она тут делает?» Я ответил: «Наверное, пришла на экскурсию». Но тут Беата подошла ко мне, и мы обнялись...

Этот роман длился несколько лет. Беата часто приезжала в Россию. Как-то раз, когда она улетала из Ленинграда обратно в Варшаву, стоял жуткий холод. А наш аэропорт Пулково в те годы был такой маленький, что нам с Беатой там даже не нашлось где приткнуться. На улицу тоже не пойдешь. Но отношение к ней было особенным, поэтому нам кто-то предложил: «Идите в самолет». Так мы попали в пустой самолет… Через некоторое время слышим — объявляют, что через 15 минут взлет. Видимо, про меня забыли. Мы попрощались, я поспешил на выход. Потом Беата говорила: «Надо было тебе тогда лететь со мной, в Варшаве я бы договорилась». — «Да, ты бы договорилась, а представляешь, что сделали бы этим людям, которые нас пустили?» Беата очень хотела, чтобы я переехал к ней в Польшу, но я своей жизни в чужой стране не представлял.

По-моему, в 1989 году я с театром Додина впервые поехал за границу. Были большие гастроли: Западный Берлин, ГДР, Чехия, Словакия и в конце — Польша. Приезжаю в Варшаву, из гостиницы звоню Тышкевич: «Беата, это я». Это была замечательная встреча. Беата меня познакомила со своими дочками. Потом она, кстати, с одной из них — Викторией — приезжала в Петербург. У меня тоже уже была дочка. Однажды Беата рассказала нашу историю одному глянцевому журналу. Так моя дочь прибегает домой и с порога: «Папа, у тебя был роман с Беатой Тышкевич?!» В тот день я неимоверно вырос в ее глазах.

Ирина Купченко
«Прогуливаясь по усадьбе, я подумал: вот бы какую?нибудь актрису снять на фоне балюстрады и античных статуй. Ира Купченко получилась просто потрясающая!» Ирина Купченко в усадьбе Архангельское. 1982 г.
Фото: Валерий Плотников

В общем, я с особым чувством вспоминаю те съемки Кончаловского. В сцене объяснения героев Тышкевич и Кулагина Андрону нужно было, чтобы Беата заплакала. Но она сказала: «Не могу, я не умею плакать». Ей это было не свойственно — такова ее сущность, ее актерская природа. И тогда Андрон вдруг ударил Беату по лицу. Она, конечно, была потрясена, на глазах выступили слезы обиды и возмущения: «Я уезжаю, все! Меня в жизни никто пальцем не тронул!» Тогда Кончаловский упал перед ней на колени и попросил: «Играй!» Беата потом рассказывала: «Я вижу, что Андрон сам стоит передо мной весь в слезах…» И она сыграла так, как было нужно.

Кончаловский потрясающий режиссер, он умеет вывести актера на правдивую эмоцию. На тех съемках завязалась наша дружба, я относился к Андрону как к старшему брату, которого у меня не было, восхищался им, уважал его, готов был следовать за любыми его идеями. И очень рад, что, смог быть ему полезным. Андрон сам говорил, что снять фильм «Дворянское гнездо» очень помогли мои фотографии. Дело в том, что в разгар съемок в Госкино вдруг вспомнили, что он проигнорировал замечания, которые были вынесены к предыдущему его фильму — «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». И ему поставили условие, что нужно перемонтировать прежнюю картину, иначе не дадут закончить новую. Но переделывать «Асю Клячину…» — значит испортить картину. На мой взгляд, это лучший фильм Андрона. И тут в газете «Советская культура» выходит уникальный по размаху фоторепортаж Валерия Плотникова со съемок «Дворянского гнезда», причем заявлено продолжение в следующем номере. Мы об этом никого не просили, просто в редакции очень хорошо ко мне относились и иногда печатали мои фотографии, причем, бывало, на первой полосе. А в те годы «Советская культура» считалась официальным органом ЦК КПСС и публикации в ней воспринимались как отражение позиции власти. Хороший чиновник должен был уметь улавливать подобные знаки, чувствовать малейшие «перемены ветра». На «Мосфильме» подумали, что, наверное, такой интерес к творчеству Кончаловского не случаен, что это указание от руководства, и Андрона предпочли оставить в покое…

Ире Купченко я предложил встретиться через год

«Дядя Ваня» для меня стал вторым фильмом Кончаловского, на который он меня пригласил фотографом. Проблема заключалась лишь в том, что у меня тогда не было своей камеры. А на «Мосфильме» в рекламном отделе принимали только негативы формата «шесть на шесть». Андрон сказал: «Найди камеру». Кадры нужного формата и качества делал фотоаппарат «Салют». Я поднял на ноги всех знакомых, кинули клич по всей Руси Великой, и камера нашлась, но в Архангельске. Причем стоила огромных денег — 400 рублей. Помню, Андрон что-то репетировал с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, когда я вбежал с новостью: «Нашли, нужно 400 рублей!» У него, конечно, таких денег не было, это же две его зарплаты. Но Кончаловский не выразил ни удивления, ни огорчения, а просто сказал: «Зайди в четыре часа».

Иннокентий Смоктуновский и Лариса Лужина
«Отношения со Смоктуновским у нас были прекрасными. Хотя он был уже признанным гением» Иннокентий Смоктуновский и Лариса Лужина в фильме «Исполнение желаний». 1973 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

В назначенное время скребусь в кабинет Кончаловского, потому что прекрасно понимаю, что такие деньги достать не просто. Но Андрон, продолжая репетировать с Иннокентием Михайловичем, даже не оборачиваясь, достает конверт и молча протягивает мне… Даже не представляю, где он за это время сумел достать такие деньги, но слово Андрон всегда держал.

И вот я стал делать фотопробы для «Дяди Вани». На «Мосфильме» для этого существовала специальная комната, так называемая «пыточная»: четыре голых стены и лампочка «в глаза». Актерам это не нравилось, и я придумал снимать их в замечательном мосфильмовском саду. Многие из тех, кого я там фотографировал, не были утверждены на роли, но зато остались их портреты на фоне летних пейзажей. Например, фото Вячеслава Тихонова, которого Кончаловский пробовал на роль Астрова, но в итоге взял Бондарчука.

А на роль профессора Серебрякова Андрон хотел Бориса Бабочкина. Он идеально подходил по типажу, и характер имел соответствующий. Но этот характер сыграл против самого артиста. Андрон его не утвердил, и вот почему. Бабочкин приехал на пробы, Кончаловский, естественно, просит его что-то сыграть, делает замечания по роли, а в ответ слышит: мол, я — «Чапаев», я — народный артист… В общем, Бабочкин дал понять, кто тут главный и кто кому будет делать замечания. В итоге на эту роль утвердили Владимира Михайловича Зельдина. Но проблем Кончаловскому избежать не удалось. Они возникли с Сергеем Федоровичем Бондарчуком в роли Астрова, на тот момент уже не просто артистом, а «оскароносным» режиссером. Например, в павильоне звучит команда: «Тишина в студии, мотор, начали!» — и тут же раздается голос Бондарчука: «Так, Андрон, стоп, стоп! Тут надо переснять». Он делал это не в пику Кончаловскому, просто требовательно относился и к себе, и к партнерам...

Еще помню, как бедный Андрон пытался объяснить Сергею Федоровичу и Ирочке Мирошниченко, как надо целоваться в кадре. В ответ слышал шутливо издевательское: «Что, громче, что ли, надо?» — «Да нет, вы поймите же, не громче… Но должно быть перетекание…» — «Что, тише, что ли?»

И в «Дворянском гнезде», и в «Дяде Ване» снималась Ирочка Купченко. Я очень ценю ее и как актрису, и как друга. С ней связан один из самых трудно добытых кадров в моей жизни. Любой фотограф меня поймет: бывает, что какой-то очень хороший снимок может получиться спонтанно. А к другой съемке готовишься очень долго, но ожидаемого результата нет. Как-то, прогуливаясь по усадьбе Архангельское, я стал свидетелем удивительного заката: огромное апельсиновое солнце садилось за лес. Я подумал: как же это красиво — практически как у Булгакова. Вот бы взять какую-нибудь актрису и снять ее на фоне этого оранжевого шара, белой балюстрады и античных статуй. И вот я предложил Купченко: «Слушай, поехали в Архангельское!» Ирочка согласилась, но пока собирались, прошло недели две. И когда мы приехали в усадьбу, я для себя открыл науку астрономию. Почему-то до этого я считал, что солнце всегда садится в одну и ту же точку. Но это не так, его положение на небе постепенно меняется. В общем, необходимой для кадра симметрии и панорамы не получилось. Я очень расстроился, но огненный шар продолжал меня манить, поэтому я сказал: «Ирочка, запоминаем дату нужного заката, и встречаемся здесь через год!»

Люсьена Овчинникова и Олег Ефремов
«Мне по жизни везет — все задуманное осуществляется, даже самое невероятное. Например, я проходил практику на очень хорошей картине, где познакомился с Ефремовым и Овчинниковой» Люсьена Овчинникова и Олег Ефремов в фильме «Мама вышла замуж». 1969 г.
Фото: Fotodom.ru

Усадьба и санаторий «Архангельское» находились тогда в ведении Ми­нистерства обороны. И на съемку нужно было получать разрешение. И вот через год взял я большую пачку своих обложек и фотографий, приехал в Министерство обороны и сказал: «Я фотограф Плотников. Мне очень нужно поснимать в Архангельском». И мне безо всяких паспортов и справок разрешили съемку. Накануне кто-то привез мне с юга букет роз, настоящих, садовых, как на Коровинских натюрмортах. Думаю: вот и цветы пригодятся. В тот момент Слава Зайцев, с которым мы часто работали, сделал два потрясающих платья-туники, одинаковых по фасону, только одно белое, а другое черное. Я попросил его дать нам для съемки белое. Мизансцену продумал до мелочей. 

Реквизита было много, поэтому мы с Ирой приехали на одной машине, а за Славой Зайцевым и его платьем я попросил заехать своего товарища — артиста Евгения Герасимова. И вот я выстроил кадр: на фоне великолепного пейзажа стоит маленький столик, на нем — вазочка с розами. Рядом — стремянка, откуда я буду снимать. Осталось только одеть Ирочку и поставить к этому столику. И вот вижу: по аллее идут Слава с Женей, и несут... черное платье! Вообще-то я из тех людей, которые не матерятся, но тут, грозя Славе, что убью его, в выражениях я себя не сдерживал. В общем, снова отменили съемку. Пришлось опять ехать за разрешением в Министерство обороны… Розы я положил в ванну, чтобы подольше продержались. 

Снова поехать в Архангельское удалось только в следующие выходные. Но начались проливные летние дожди. Понимая, что «апельсин» мой накрылся, на свой страх и риск везу всех в Архангельское. Выстраиваю композицию, ставлю на столик то, что осталось от цветов, сам держу зонт над камерой, а Зайцев держит зонт над осветительным прибором. Ждем, когда закончится ливень. Вроде дождались. Ирочка из укрытия бежит в кадр, я настраиваю на нее камеру… И тут все мое съемочное пространство заполняется экскурсантами, которые, оказывается, тоже пережидали дождь под липами и лиственницами… И о чудо: среди туристов я вижу Софико Чиаурели, которая приехала из Тбилиси показать своим внукам наши красоты. И я прошу Софико встать с одной стороны и не пускать людей в кадр, а Женьку Герасимова — с другой, а ведь он тогда тоже был очень популярным актером… И туристы, из уважения к известным киноартистам, стояли и ждали, пока мы все отснимем. Конечно, никакого солнца в кадре нет, но есть тяжелые грозовые тучи, что оказалось еще интереснее для снимка. А Ира Купченко на этом фото получилась просто потрясающая!

Как не состоялась драка с Олегом Далем

На съемках «Неоконченной пьесы для механического пианино» у Михалкова я не работал. Но Никита снимал в тех же местах, куда я приехал с другой киногруппой. Анатолий Васильевич Эфрос пригласил меня в свой фильм «В четверг и больше никогда» — сыграть фотокорреспондента.

Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Лаврова
Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Лаврова в фильме «9 дней одного года». 1961 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

И вот на территории Приокско-Террасного заповедника на низком пойменном берегу Оки снимали мы, а на высоком берегу работала киногруппа Михалкова. При этом жили все в одной гостинице, так как она была единственной в Пущино. Конечно, группы перемешались, двери в номера не закрывались, постоянно происходила миграция артистов по гостинице. И каких артистов! У Никиты снимались Павел Кадочников, Олег Табаков, Александр Калягин, Тонечка Шуранова, Юра Богатырев, Леночка Соловей. А у Анатолия Васильевича — Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Любовь Добржанская, молоденькая Верочка Глаголева. Количество звезд первой величины на один квадратный метр просто зашкаливало. Мы вели феерическую жизнь: случались и романы, и всякие личные обстоятельства, и шашлыки, и костры, и песни, и игра в футбол (его, конечно, организовывал Никита, большой любитель этой игры). Единственное, чем омрачены мои воспоминания о тех прекрасных днях, — это сложности с Олегом Далем. Олег хотел быть в центре внимания, считал, что все должны им восторгаться, — в принципе, по масштабу таланта он был этого достоин. Но он не всегда получал желаемое. На эти съемки Даль уже приехал «внутренне взъерошенным», очень желчным. А когда еще и выяснилось, что он здесь не самый-самый… Ну во-первых, в фильме снимался Иннокентий Михайлович Смоктуновский, который в отличие от Даля был уже признанным гением. А во-вторых, у девушек большей популярностью, чем Олег, пользовался я. И все это в комплексе ему не давало покоя.

В мою сторону от Даля исходило постоянное тихое шипение, как от проколотой велосипедной шины. А однажды Олег не сдержался. Была репетиция нашей с ним общей сцены, в которой он с ружьем, а я с фотоаппаратом идем выслеживать косулю. По сценарию я наступаю на сухую ветку, она хрустит, и косуля убегает. Тогда Олег дает мне подзатыльник — как бы по роли. Я про себя думаю: отлично, допустим — это живая реакция артиста. Но это же пока репетиция, а сейчас начнется съемка, Олег снова ударит меня, а я дам ему сдачи. Будет импровизация. Но, видимо, по моему лицу он что-то понял. Потому что после команды «Мотор!», когда я наступил на ветку, Олег повернулся ко мне, приложил палец к губам и сказал: «Тсс». Так и осталось в фильме.

Смоктуновский производит фурор

Зато со Смоктуновским отношения у нас были прекрасные — еще со времен «Дяди Вани». Для той роли он отпустил «интеллигентскую» бородку. А после окончания съемок я попросил ее не сбривать, а, наоборот, обрасти посильнее. Мне хотелось снять Иннокентия Михайловича похожим на героев Микеланджело, подчеркнуть «скульптурность» его лица. И мы сделали очень интересную фотосессию, после которой Смоктуновский облегченно вздохнул: мол, наконец можно подстричься и побриться. Он много ездил по стране, встречи со зрителями были хорошим материальным подспорьем для советского артиста. И на каждом таком творческом вечере Смоктуновского спрашивали: «Почему у вас такие длинные борода и волосы?» Он отвечал: «Это Плотников повелел!»

Леонид Кулагин и Ирина Купченко
«Это были потрясающие дни, красота дворцов и природы, творчество, белые ночи, состояние влюбленности — все слилось воедино» Леонид Кулагин и Ирина Купченко в фильме «Дворянское гнездо»
Фото: Мосфильм-Инфо

Как-то раз Иннокентий Михайлович приехал с Малым театром на гастроли в Ленинград (он уже к этому времени перебрался жить в Москву). Его принимали так, что я даже удивился реакции питерской театральной публики. Когда он выходил на александринскую сцену на поклоны, в зале стоял визг восторга.

Я тогда жил с мамой в коммунальной квартире — два туалета и один рукомойник на четырнадцать комнат. Одну из комнат занимали две замечательные петербургские старушки, сестры, очень интеллигентные. Их дверь была ближе остальных к общему телефону, висевшему в коридоре, поэтому трубку всегда снимали именно они. И однажды я слышу восторженный крик: «Валерочка, вас Смоктуновский к телефону!» Выхожу, разговариваю. Соседки в это время стоят рядом и, затаив дыхание, восторженно прислушиваются к нашему общению. Под впечатлением они ходили очень долго, поэтому при встрече я спросил Смоктуновского: «Кеша, что же ты им сказал?» А он: «Ничего особенного. Я попросил тебя к телефону. А старушка, такая вежливая, интересуется: «Кто его спрашивает?» Я ответил: «Это некто Смоктуновский». Вспоминается сразу фильм «Москва слезам не верит», где Иннокентий Михайлович произносит: «Моя фамилия вам ни о чем не говорит». Только в реальной жизни он сказал это с иронией, прекрасно понимая, какой значительной окажется для них его фамилия.

Те гастроли проходили осенью, и помимо цветов Смоктуновскому на сцену Александринки выносили огромные охапки веток спелой рябины. Иннокентий Михайлович часть этой рябины отдавал мне, и потом у меня в комнате долго-долго, засыхая, висели эти грозди. Своему другу Смоктуновскому я посвятил целый фотоальбом, которых на сегодня у меня уже вышло девять. О многих знаменитых актерах и моих современниках я хочу рассказать в своей автобиографической книге, которая, надеюсь, выйдет в свет этой осенью к моему юбилею.

Так уж получилось, что как фотограф, работающий в кино, я узнал многих, и, пожалуй, ближе, чем мог бы в каком-то другом качестве. Ведь чтобы сделать фотопортрет, нужно пристально вглядываться в своего героя.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог