26 сентября отмечает свою 87 годовщину известный актер Олег Басилашвили. Сейчас он не снимается и не дает интервью, ведет достаточно закрытую от посторонних жизнь вместе со своей второй женой Галиной Мшанской. Известно, что в начале года Олег Валерианович перенес коронавирус. Информацию подтвердила его дочь Ксения, а сам актер традиционно обошелся без комментариев.
На счету Олега Басилашвили 171 работа в 169 проектах. Как он сам признавался, какие-то роли ему нравятся больше, какие-то считает не слишком удачными, но играть героев, которые ему были изначально не по душе, он всегда отказывался.
Олег Басилашвили родился в Москве в совершенно не театральной семье. Грузинская фамилия ему досталась от отца, который был первым ее носителем. До этого все предки были Басиловыми, что не меняло сути — из рода Басилов, выходцев горы Басиан, ныне находящейся на территории Турции.
Басилашвили окончил в Москве Школу-студию МХАТ, сначала отправился в Сталинград, но даже не вышел там на сцену, перебравшись вместе с первой женой Татьяной Дорониной в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола, затем был приглашен в Большой драматический театр им. М. Горького. Свой дебют там в роли Степана Лукина в «Варварах» Горького считал весьма неудачным. Хотя позже и стал ведущим актером театра.
Главные роли Олега Басилашвили
Первый раз в кино Олег Басилашвили появился еще в детстве - в картине с неподражаемой Фаиной Раневской «Подкидыш», сыграв там эпизодическую роль мальчика на велосипеде. Но его тогда даже не упомянули в титрах. А стал знаменитым он благодаря Эльдару Рязанову, снявшему его в своих популярных фильмах: «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово».
Первой действительно звездной ролью актера стало воплощение элегантного и беспринципного Самохвалова в фильме «Служебный роман». Басилашвили мог появиться на экранах еще раньше, сыграв в фильме того же режиссера «Ирония судьбы, или С легким паром!» жениха главной героини Ипполита, но не смог сниматься из-за смерти отца. Зато на роль обаятельного карьериста в «Служебном романе» прошел с первой пробы.
И сыграл ее столь талантливо, что его начали ассоциировать с героем — властным и уверенным. Из-за этого он чуть не потерял возможность играть у Георгия Данелии в «Осеннем марафоне». Режиссер не видел в его исполнении растерявшегося в жизни Бузыкина. Пришлось пойти на хитрость и продемонстрировать свои способности перевоплощаться исподтишка, чем Басилашвили невероятно впечатлил Данелию и получил роль. Сам Олег Валерианович, кстати, не мог понять метаний героя между женщинами. Он был верен жене и потому осуждал такое поведение.
Свои принципы ему удалось продемонстрировать в фильме «Вокзал для двоих» с Людмилой Гурченко. За основу, кстати, была взята реальная история любви композитора Микаэла Таривердиева и актрисы Людмилы Максаковой, вину которой за сбитого пешехода композитор взял на себя - и получил два года тюрьмы. Максакова, кстати, об этом очень не любит вспоминать, отрицая случившееся. Позже Басилашвили признавался, что ему очень сложно было целоваться в кадре с Людмилой Марковной, настолько он тогда был стеснительным.
Сыграл Басилашвили и в последнем фильме Рязанова, снятом в эпоху стремительно рушащегося СССР, — «Небеса обетованные». Трагикомедия о жизни бездомных получила сразу семь наград кинопремии «Ника».
И, наконец, наиболее значительной ролью актера по праву считают воплощенный им на экране образ Воланда в фильме по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», премьера которого состоялась в 2005 году. Критики до сих пор не могут сойтись во мнении, удалось режиссеру Владимиру Бортко воплотить глубокий замысел мистического произведения или нет. Но у зрителей картина пользуется необыкновенной популярностью.
Позже, когда у Басилашвили спросили, не боялся ли он браться за зловещую роль, тот ответил, что вовсе не считает роман идущим против канонов церкви, а своего героя злом:
«Это христианский роман. Он несет людям убежденность, что существует некая высшая сила, которая управляет нами, которой нужно подчиняться».
Кстати, в романе Воланд — человек средних лет, а Олегу Валериановичу на момент съемок исполнился 71 год, но он так удачно вписался в образ, что это несоответствие с первоисточником никто даже не заметил.