Нина Шацкая: «Кобзон не понял, почему я отказалась от его приглашения»

«Ни один человек в шоу-бизнесе не сделал для меня больше, чем Александр Абдулов или Евгений...
Юрий Ненев
|
14 Марта 2021
Нина Шацкая. Фото
Нина Шацкая
Фото: Енисей Абрамов. Стиль: Руслан Татьянин

«Ни один человек в шоу-бизнесе не сделал для меня больше, чем Александр Абдулов или Евгений Жариков. Люди в актерской среде оказались намного дружелюбнее, чем в музыкальной тусовке», — неожиданные откровения звезды вокальных шоу «Голос» и «Три аккорда» Нины Шацкой.

В конце февраля меня пригласили выступить в Доме кино на вечере, посвященном 80-летию со дня рождения Евгения Жарикова. Именно Евгений Ильич когда-то за пять минут круто изменил всю мою жизнь. Произошло это в 1992-м. Моя мама тогда работала директором Дворца культуры Угличского часового завода, готовилась принимать у себя кинофестиваль «Созвездие». Она приехала на переговоры в актерскую гильдию, которую возглавлял Жариков. К тому времени я уже жила в Москве, пела в ночном клубе в бывшей гостинице «Россия» и снимала скромную комнату. Мама ночевала у меня и, отправившись в Дом кино, забыла какие-то документы. Пришлось мне после ночного выступления везти ей эти бумаги. Помню, как хотелось спать, но усталость пропала, как только я переступила порог гильдии. Я оказалась в водовороте событий, в этот день фестивальный теп­лоход уплывал в Углич. И Евгений Жариков, узнав от мамы, что я певица, предложил плыть вместе с ними и выступать в концертах. Предложение было лестное, но я не могла бросить ночной клуб и остаться без работы. Жариков предложил выход: я плыву с ними хотя бы на один день, выступаю, а ночью меня отправляют на машине обратно в Москву. Была не была, поплыли! Вот так я приняла одно из судьбоносных решений в жизни.

Нина Шацкая с Евгением Жариковым
«Евгений Ильич когда-то за пять минут круто изменил всю мою жизнь. И я приняла судьбоносное решение» С Евгением Жариковым. 1994 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой

Аабдулов отмечал юбилей в сочинском цирке

На этом теплоходе оказались самые знаменитые артисты: и легенды советского кино, и молодые. Ну а я была новым лицом, не из этого мира, на меня обратили внимание. Марк Рудинштейн сразу же пригласил выступить на «Кинотавре» в Сочи, и с тех пор я стала туда ездить. «Кинотавр» всегда был для меня не тусовкой, а возможностью завести новые знакомства. Ведь я не москвичка, не училась здесь, не имела своего близкого круга. Единственный шанс — вот такой фестиваль. Я дважды приезжала в Сочи за свой счет, когда у нас с Марком Рудинштейном произошла размолвка и меня перестали приглашать как гостя. В первый раз продала золотые часы, чтобы купить билеты и снять гостиницу, а во второй продала путевку в Австрию, которую выиграла на каком-то мероприятии.

Нина Шацкая
«В музыкальном сообществе меня стали замечать только после участия в шоу «Голос». «Боже, Нина, вы же звезда! Где вы были все эти годы?» Остается только улыбаться. Я на сцене уже 30 лет» Нина Шацкая в проекте «Три аккорда». 2020 г.
Фото: Максим Ли

На «Кинотавре» были все самые-самые: семьями, династиями, кланами… Лучшие воспоминания о первом моем фестивале — юбилей Абдулова в сочинском цирке. Затем был банкет на берегу, я пела вместе с «Машиной времени». Абдулов меня пригрел в своей компании. Он был человек-солнце. Вокруг него постоянно бурлило какое-то броуновское движение. Один из его друзей, Арсен Адамян, позже оплатил запись моего первого диска. Ни один человек в шоу-бизнесе не предложил мне этого! Мало того, меня записывали в студии «Ленкома». Помню, как мне не удавалось спеть мой самый первый романс «Изумруд». Я билась с ним, мучилась. Мимо студии шел Абдулов, услышал, стал успокаивать: «Чего ты этот изумруд как булыжник тащишь? Будь легче». И он меня окрылил. Меня до сих пор поддерживают друзья Абдулова, как будто он их сверху направляет.

На том же первом «Кинотавре» мы познакомились с Ларисой Гузеевой. А когда она вышла замуж за Игоря Бухарова, я мечтала петь в его ресторане. Это была реально лучшая площадка в Москве, где играли супермузыканты джазовые. Они свысока относились ко всем певицам, которые рвались к ним. Я обратилась к Ларисе с просьбой поговорить с музыкантами, чтобы они прослушали и, если понравлюсь, взяли меня на работу. И она меня рекомендовала. Пять лет, один раз в неделю, по пятницам, я работала там с лучшими музыкантами. Для меня до сих пор они боги — пианист Андрей Разин и трубач Володя Галактионов. Есть великолепные музыканты, с которыми я до сих пор сотрудничаю лишь благодаря тому, что Лариса Гузеева дала мне такую возможность.

Нонна Гришаева
«С Нонной Гришаевой я познакомилась и подружилась на «Кинотавре». Мы с ней недавно участвовали в шоу «Три аккорда». С первого же выступления я желала ей победы, очень рада, что она стала первой» Нонна Гришаева в проекте «Три аккорда». 2020 г.
Фото: Максим Ли

С Гришаевой подружились на «Кинотавре»

Среди тех, с кем я познакомилась и подружилась на «Кинотавре», была и Нонна Гришаева. Мы с ней недавно участвовали в шоу «Три аккорда» на Первом канале. С первого же выступления я желала ей победы, очень рада, что она стала первой. Может, Нонна и не вспомнит, но когда-то она принимала участие в конкурсе романсов, а я была в жюри. Тогда я отдала свой голос другому человеку, а Нонну поставила на второе место. Просто другой романс понравился больше. Но теперь, спустя время, понимаю, как я была не права. В таких ситуациях нужно поддерживать друзей, помогать своим… Тем более если речь о близких людях.

Александр Абдулов
«Абдулов меня пригрел в своей компании. Он был человек-солнце. Меня до сих пор поддерживают друзья Абдулова, как будто он их сверху направляет» Александр Абдулов. 1981 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

На другом фестивале, уже в Мурманске, я познакомилась с Олей Кабо, которая стала не просто подругой, а родным человеком. Мы на одной волне и в творчестве, уже десять лет гастролируем с тремя музыкально-поэтическими спектаклями, два из них посвящены Ахматовой и Цветаевой.

Удивительным образом кинотусовка стала для меня своей, она меня приняла и дала много возможностей. В отличие от моего профессионального — музыкального — сообщества, в котором меня стали замечать только после участия в шоу «Голос». «Боже, Нина, вы же звезда, вы такая талантливая! Где вы были все эти годы?» Остается только улыбаться в ответ на такое лицемерие. Я на сцене уже тридцать с лишним лет. Но певице — одной, без продюсера — сложно выжить в мире шоу-бизнеса. Я же выбрала путь одиночки, он был совсем непростым, но я ни о чем не жалею.

Нина Шацкая и Иосиф Кобзон
С Иосифом Кобзоном. 2005 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой

Моей спиной, крепким тылом всегда была семья и дом в родном Рыбинске. Эстрадный оркестр моего отца Аркадия Шацкого гремел на всю страну, с детства меня трудно удивить общением со знаменитостями. Мы часто бывали в Звездном городке, я маленькой сидела на коленях у командира отряда космонавтов Берегового. С тех пор мы дружны с Валентиной Терешковой и ее дочерью Леной. Часто бывали в Москве, на лучших площадках. Однажды я выступала с папиным оркестром на сцене Кремлевского дворца, в белом платье со школьного выпускного, и меня выбрали королевой бала молодежи и студентов. Ведущий спрашивал: «И кем же работает наша королева?» Я отвечала: «Заведующая сельским клубом», а все смеялись, думая, что это шутка. Но это была чистая правда. В Рыбинске мы были самой знаменитой и уважаемой семьей, на улицах люди оборачивались нам вслед: «Это же Шацкие». Жизнь моя на родине могла стать легкой и беспечной, но папа всегда думал о будущем. «Понимаешь, — говорил он, — судьба непредсказуема. Завтра мы с мамой поедем по Волге на катере, он сломается, не дай бог, мы утонем, и ты останешься одна. Ты должна научиться жить самостоятельно». И они с мамой не хотели, чтобы я оставалась в Рыбинске. Да я и сама всегда грезила Москвой.

Пела я с детства, но папа считал, что я еще недостаточно готова, чтобы поступать в какое-то музыкальное заведение. Мы приняли решение, что я получу для начала другую специальность — «управление в области культуры». Но чтобы поехать в Петербург и поступить в вуз, который сейчас называется Гуманитарный университет профсоюзов, нужно было получить направление. И иметь стаж, минимум год работы, причем в сельской местности. Мои родители могли бы сделать любую справку. Но они сказали: «Нет, ты будешь честно работать этот год». Так я стала заведующей клубом мукомольного завода. Каждый день два часа уходило на дорогу, я возвращалась домой в ночи после последнего киносеанса. Причем мне надо было давать кассу, но шиш ты получишь хороший кассовый фильм в сельский клуб. На помощь приходила мама, звонила в кинопрокат и просила дать хит в виде исключения. Помню, однажды прислали «Знахаря». И в клуб со своими табуретками пришли все жители поселка.

Нина Шацкая с Никитой Михалковым
«Удивительным образом кинотусовка стала для меня своей, она меня приняла и дала много возможностей» С Никитой Михалковым. 2001 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой

А на последнем курсе своей профсоюзной школы я поступила в вокальную студию мюзик-холла. Уже понимала, что хочу петь и ничем другим заниматься не смогу. В профсоюзной школе мне выдали козырное распределение — в отдел международного туризма в Ярославле. И параллельно обнадежили в мюзик-холле: «Нин, ты там заканчивай и приноси документы, мы тебя оформим». Но когда я пришла устраиваться, меня не взяли. С жесткой критикой, что я не артистична, профнепригодна... У меня был такой стресс, страшнее, наверное, я в жизни ничего не испытывала. Весь организм оказался сломан, начались жуткие проблемы со здоровьем. И хотя у меня на руках было изумительное распределение на «хлебное место», я понимала, что не хочу в Ярославль. Осталась в Петербурге. Чудом сняла комнату дверь в дверь от вуза, прямо из подъезда в подъезд, на берегу Невы. Хозяйка — алкоголичка с туберкулезом, в квартире не было горячей воды, ржавая ванна прямо на кухне, восемь метров комната…

«Слушай, ушла Вайкуле из варьете. Нужна певица!»

Нина Шацкая с Олегом Янковским
«Я так подробно рассказываю о людях, связанных с кино, потому что именно они подарили мне много работы, впечатлений, перспектив, путешествий» С Олегом Янковским. 1993 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой

Мне нужно было все же съездить в Ярославскую область за откреплением, которое мне с радостью дали — в отдел международного туризма конечно же нашлись желающие среди своих. После пошла гулять на Волгу. Вижу, стоит знакомый корабль. На нем я проходила практику культорганизатором во время учебы, отработала целое лето, прыгала в мешках с туристами, вела концерты. Подружилась с директором круиза, со всеми, кто работал на теплоходе. В общем, я понеслась туда с визгом. А директор круиза, увидев меня, говорит: «Умоляю, горим, выручай! Будем ссаживать через два дня культорганизатора в Нижнем. Работать некому. Можешь по­ехать с нами?» Это было еще до Жарикова и «Созвездия», но тоже теплоход, и тоже срочно. Конечно, я рванула с ними, привела свои мозги в порядок. И вернулась в Питер с твердой уверенностью, что теперь точно не уеду. Устроилась работать в варьете, правда бесплатно. Официально меня не могли взять на работу без прописки. Договорились так: в варьете я выступаю без денег и без документов, но мне дают возможность подрабатывать на кооперативных концертах пару раз в месяц. И мне этого хватало, чтобы прожить. Правда, на педагога по вокалу денег, увы, не оставалось. Отрабатывала занятия тем, что стояла в очередях за продуктами для своего педагога. А очереди тогда были ужасные. Находились и другие поручения: поди туда, принеси то. Но я терпеливо прислуживала, лишь бы получать необходимые знания и опыт. Конечно, то обучение не идет ни в какое сравнение с педагогом, которого я нашла потом в Москве. Тридцать лет я занимаюсь у Натальи Зиновьевны Андриановой, и все, что сейчас умею, — ее заслуга.

Тогда, в начале 90-х, я встретила в Питере знакомого из Риги. «Слушай, в Юрмале после ухода Лаймы Вайкуле из варьете ищут певицу. Поехали!» И вот я еду в Латвию, с нуля. 90-й год, зима, живу в гостинице «Рига». Если бы на моем месте была девочка другая, легкая, конечно, она бы воспользовалась. Все же почти Европа, куча возможностей. Но я была зажатой, ни с кем не знакомилась. Ходила на репетиции, потом просто гуляла по Риге и опять закрывалась у себя в номере. У меня было ощущение, что я живу в яйце, хочу оттуда вырваться, но скорлупа меня не пускает. А весной мы поехали обкатывать программу в Кишинев. На всю оставшуюся жизнь я напелась тогда под фонограмму: вся программа шла под «плюсовку». Для вида открываешь рот, а какие звуки издаешь — непонятно. Я чуть петь не разучилась. Репертуар тоже легковесный. И в это время выходит песня Талькова «Россия». У меня потрясение. Я хочу петь такую музыку, как Тальков, а не открывать рот под ваше «Бамболео»! Меня звали в европейское шоу, а привезли в Кишинев петь «под фанеру». И даже это не все! Нельзя сказать, что шла открытая торговля певицами, но девочкам предлагали более тесное общение с нужными клиентами. Это меня просто возмутило! В общем, я разругалась вдрызг с руководителем шоу и вернулась в Рыбинск. А там тоска. Делать нечего. Отец перед этим полгода находился под следствием, на него писали анонимки, и оркестр прекратил существование в том виде, как был раньше. Я металась. Мысли были — в Москву, надо в Москву, как в «Трех сестрах». Но перед этим я поехала в Питер, забрать какие-то вещи, посмотреть, что там. Зашла в свое варьете, и мне предложили вернуться. Уже на хороших условиях, обещали комнату и платить 750 рублей в месяц. А средняя зарплата инженера была — 150 рублей. Говорю: спасибо, но мне бы в Москву, хочу участвовать в телевизионном конкурсе «Ялта». Это был конкурс, дававший дорогу молодым исполнителям…

Нина Шацкая с Ольгой Кабо
«Оля Кабо давно стала не просто подругой, а родным человеком. Мы с ней на одной волне и в творчестве, уже десять лет гастролируем со спектаклями» На премьере спектакля «Я искала тебя...». 2012 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой

В Москве я первым делом пошла в Москонцерт: «Может, есть какая-то работа?» На меня смотрят — есть. Сергей Пенкин ушел из варьете в «Интуристе», ищут солистов. Я пришла на прослушивание, пою, хозяйка — жена руководителя не слушает: «Мне все равно, какой голос. Главное, что на тебе мои платья хорошо будут смотреться». И меня взяли в это козырное место. Сколько, говорят, ты хочешь получать? Нагло говорю, в Питере платили 750 рублей. «Хорошо, мы столько же заплатим»...

Начинаю работать. На реставрацию закрыты все рестораны Москвы: «Метрополь», «Националь», в центре работает только «Интурист», попасть туда невозможно. Все богатые люди хотят попасть на шоу, а среди них конечно же криминал. Девяностые на дворе. Папа переехал в Москву, снял комнату неподалеку от меня и каждый вечер приходил меня встречать. Потому что реально опасно было в Москве по ночам из «Интуриста» возвращаться. Однажды я вышла с работы, а папа еще не пришел. Ко мне пристроился кавказец: мол, что ты тут стоишь? Я наивная, отвечаю как есть: «Папу жду». А он подумал, что папа — это как мамка у проституток. Я уже рыдаю: «Это правда мой настоящий папа!»

Нина Шацкая с Сергеем Прохановым
«Сергей Проханов попенял Журбину. Дескать, зачем он меня привел, если я уже репетирую премьеру в другом театре. Но там играла не я, а Нина Шацкая-Филатова!» С Сергеем Прохановым. 2004 г.
Фото: Photoxpress.ru

Игорь Крутой так и не понял, что произошло

Устраиваясь в «Интурист», я не скрывала, что моя главная задача — это конкурс «Ялта». У меня уже была написана песня на стихи Ахматовой — «Я пью за разоренный дом…» Мне говорили: «Нина, ты в своем уме? Это развлекательный конкурс, кто даст спеть Ахматову?» Но я убеждала редакторов: это мой репертуар, неформатный. У меня была цель — показать себя на конкурсе «Ялта» настоящую. Это был самый крутой конкурс того времени. Песню для отборочного тура для меня написал папа. Там были смешные мелодия и слова, и я попала в полуфинал. А полуфинал уже показывали по Центральному телевидению, и мне разрешили исполнить Ахматову, с которой я прошла дальше. Начала готовиться к финалу и поняла, что у меня нет достойной песни, с которой могу победить. А другой итог меня бы не устроил. И я отказалась от участия в финале. Мне кажется, что Игорь Крутой, который занимался «Ялтой» и был знаком с моим отцом, так до конца и не понял, что произошло. И до сих пор не простил мне отказ.

В это же время, пока я работала в варьете и участвовала в «Ялте», Кобзон и Брунов проводили в Сочи конкурс «Королева» среди профессиональных певиц. У Иосифа Давыдовича в «Интуристе» был офис, он видел наше шоу, обратил на меня внимание и предложил принять участие в их конкурсе. Программа была насыщенная: мы должны были петь, танцевать, ходить по подиуму и… раздеваться. Не догола, но с элементами стриптиза. Такой конкурс красоты для певиц. Тренировали нас изумительно, оттачивали все движения. И вот на одну из финальных репетиций пришел папа. Увидел мой легкий стриптиз, после чего сказал: «Ты никуда не поедешь, это конкурс не для певиц». — «Ну, папа!» И тут первый и единственный раз в жизни папа дал мне пощечину. В общем, я не поехала. Кобзону объяснила, что у меня другое амплуа. И Иосиф Давыдович был настолько тактичен и деликатен, что потом ни разу не упрекнул меня за тот демарш. Сейчас я бы придумала другую причину, чтобы не обижать человека.

Спутали с женой Леонида Филатова

Нина Шацкая и и Леонид Филатов
«Мы однажды общались с Леонидом Филатовым. Он попросил меня спеть, послушал и сказал: «Очень хорошо, достойно носите это имя и фамилию» Нина Шацкая и Леонид Филатов. 1983 г.
Фото: из личного архива Нины Шацкой-Филатовой
Лариса Гузеева и Игорь Бухаров
«Есть великолепные музыканты, с которыми я до сих пор сотрудничаю лишь благодаря тому, что Лариса Гузеева дала мне такую возможность» Лариса Гузеева и Игорь Бухаров на отдыхе в Турции. 2009 г.
Фото: Марк Штейнбок

В те времена мое сценическое имя было Нинэль. Позже Максим Дунаевский, с которым мы готовили большой проект, сказал: «Зачем вам быть Нинэлью? Это имя в России никогда не станет звездным. Вы же в жизни Нина, пусть и на сцене будет Нина». Я не подумала, что меня могут путать с другой Ниной Шацкой — женой Леонида Филатова. Мне казалось, мы в разных нишах: она — актриса, я — певица. Но выяснилось, что Шацкая тоже поет, и даже наша разница в возрасте для многих не очевидна. Лично мы никогда не сталкивались. Я читала ее интервью, кто-то ввел ее в заблуждение, она пожаловалась, что я куда-то ходила, выдавала себя за вдову Филатова. Для меня это очень печально, потому что я никогда не была самозванкой.

Была еще одна неоднозначная история, в которой я косвенно стала жертвой ошибки. Сергей Проханов с Александром Журбиным ставили в Театре Луны музыкальный спектакль «Лиромания», и мне предложили сыграть изумительную маленькую роль, призрака жены короля Лира. Прислали график репетиций — и вдруг перестали вызывать в театр, сыграли премьеру с другой актрисой. Я подумала, наверное, не вытянула роль. Но спустя время оказалось, что Сергей Проханов, худрук Театра Луны, попенял Журбину. Дескать, зачем он меня привел, если я в это же самое время репетирую премьеру у Райхельгауза в театре «Школа современной пьесы», «Чайку», тоже по музыке Журбина. Но там играла не я, а Нина Шацкая-Филатова! Думаю, если мы когда-нибудь все же увидимся, то посмеемся над этим случаем. Я считаю, что ее самоотверженность по отношению к мужу заслуживает колоссального уважения, и об этом я тоже обязательно скажу. Мы, кстати, однажды общались с Леонидом Филатовым, нас представили друг другу. В Театре эстрады была презентация его книги, меня к нему подвели и сказали: «Вот это та самая Нина Шацкая». Он попросил меня спеть, послушал и сказал: «Очень хорошо, достойно носите это имя и фамилию».

Нина Шацкая
«Певице — одной, без продюсера — сложно выжить в мире шоу-бизнеса. Я выбрала путь одиночки, он был совсем непростым. Но я ни о чем не жалею»
Фото: Енисей Абрамов. Стиль: Руслан Татьянин

Я так подробно рассказываю о людях, связанных не с музыкой, а именно с кино, потому что они подарили мне много впечатлений, перспектив, путешествий. Меня все время приглашали работать, в «Детектив Клуб», потом звали в круизы в компании знаменитых артистов. Пусть бесплатно — за еду, за каюту, за впечатления, — но зато я увидела половину мира. Я обожаю воду, море, океан. Корабли давно стали символом перемен в моей жизни. Выяснилось, что я совсем не боюсь штормов. И я всегда выходила на палубу, чтобы насладиться стихией. Таким же смельчаком был и Анатолий Ромашин. Если мы попадали в один круиз, то всегда встречались наверху, когда начиналась качка.

Я неоднократно принимала участие в концертах памяти Владимира Высоцкого, которые проводили Борис Хмельницкий и Александр Панкратов-Черный. С концертными программами мы выезжали и за границу. В Германии в зрительном зале была Елена Образцова, после моего выступления она подошла к сцене, сняла со своей руки кольцо тонкой работы и надела мне на палец. Это дорогой подарок, который я храню как талисман.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков зодиака
Темп недели не назовешь высоким, но во всем остальном звезды вам благоприятствуют. Это хороший период для сосредоточенной, терпеливой работы, вам даже не составит особого труда подолгу сохранять концентрацию, чем ваш знак редко может похвастаться. Словом, не форсируйте события, но и не сбавляйте усилий — стабильное продвижение вперед вам гарантировано.

Гороскоп на неделю Телец




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог