С Сергеем Гармашом и его дочерью Дарьей мы встретились в городе Пушкин Ленинградской области на съемках 8-серийного фильма Бахтиера Худойназарова «Гетеры майора Соколова». Дарья работает в продюсерской группе, а ее отец играет одну из ролей.
— Сергей, вам очень идет военная форма…
— Спасибо за комплимент. Изначально по сценарию мой герой Михалыч обходился без нее — в первых сценах в Крыму я снимался в гражданском.
Планировалось, что на этом его история и кончится. В финских сценах Михалыч вообще не должен был появляться. Но после смерти Андрея Панина линия моего героя была вынужденно изменена.
— Теперь основная сюжетная нагрузка легла на вашего героя…
— Ну, во-первых, у нас есть и дублер, который в каких-то сценах заменяет Андрея. Но часть сюжетных функций действительно перешла моему герою. Выруливать в этой ситуации было тяжело — всю историю пришлось придумывать заново. Съемки остановили на полтора месяца, чтобы переписать сценарий.
— Андрей Владимирович умер так неожиданно…
Сергей: Ну а как это могло быть ожиданным?
Трагедия!
Даша: После смерти Андрея мы снимали в Выборге. Было холодно, пришлось надеть подвернувшуюся под руку куртку. В кармане обнаружились семечки, а в другом — шелуха. И я поняла, что это утепление Панина. Ведь щелкать семечки было его привычкой. Андрея нам всем очень не хватает, и мне в том числе. Вначале меня взяли на этот проект в качестве замдиректора картины. Я занималась расселением съемочной группы в Ялте, где мы несколько месяцев снимали. В том числе я заселяла в квартиру Андрея Владимировича. Потом я уже перешла на площадку и получила возможность общаться с Паниным там. Четыре месяца мы были все время рядом. Он был, конечно, невероятно веселый человек, с которым невозможно скучать. Всегда что-то рассказывал… Правда, я не сразу научилась понимать его вечную тихую скороговорку, особенно по телефону трудно было разобрать, что он говорит.
Но со временем я привыкла.
— Сергей, а вы с Паниным дружили?
— Дружили. Правда, не сказать, что близко — мы не так много снимались вместе. Но знакомы были достаточно давно, еще с конца 90-х годов, с «Каменской». А вот в Школе-студии МХАТ, где оба учились, не пересекались. Зато потом часто вспоминали учебу свою, общих педагогов. В последнее время Андрей очень много переписывался с кем-то. Я говорю: «Ты кому там пишешь все время?» А он: «Да вот, присылают пьесы, сценарии». Он хотел что-то еще сделать как режиссер, искал материал, может быть, планировал в театре поработать. Он ведь в театре давно не играл... Панина не хватает, конечно. Я каждый день как увижу хлопушку «Гетеры майора Соколова» — первым делом его вспоминаю…
— Вам помогает, что на площадке есть родной человек — ваша дочь, или, наоборот, мешает?
Наверное, все время приходится переключаться: то вы папа, то вы актер…
— Каждый занят своим делом. Хотя в ее обязанности входит контроль всей съемочной площадки, и меня в том числе.
— Даша приходит к вам за советом?
Сергей: Бывает.
Даша: Конечно, папа мне советует. В основном — как себя вести, как правильно соблюдать субординацию. И это очень полезно. Но главный папин совет — это что никогда не надо показывать, чья я дочь, надо просто работать.
Сергей: Это в гостинице мы папа и дочь, а здесь я артист, а она — продюсер.
— Когда я ждала вас перед интервью, видела такую сценку: Сергей выходит из гримвагена в гимнастерке, обагренной кровью, а за ним следом — Даша с рацией, кричит: «Пап, ну ты куда?»
Даша: На самом деле я на втором месяце работы перестроилась, что нет никаких пап, а есть Сергей Леонидович Гармаш.
Но иногда, когда я думаю, что меня никто не слышит, проскакивает. А вообще, приятно, когда в восьмимесячной экспедиции папа рядом — это классно и хорошо.
— Это первый фильм, на котором вы вместе работаете?
Сергей: Нет, не первый. После девятого класса на летних каникулах она была «хлопушкой» на съемках сериала «9 месяцев», где я снимался.
Даша: Мне было 15 лет. Мы долго скрывали и от съемочной группы, и даже от режиссера Резо Гигинеишвили, что я Даша Гармаш. Но как-то раз Резо увидел мой пропуск на «Мосфильм», и все открылось. Он смеялся: «А ты, оказывается, засланный казачок!» Потом мы с папой еще работали на «Обитаемом острове», но там совершенно не соприкасались: я была задействована в подготовительном периоде.
— Даша, а почему вы пошли учиться на продюсерский факультет, а не на актерский?
— Родители вообще отговаривали меня связывать свою жизнь с актерской профессией. Они считают, что во мне больше развита организаторская жилка. Но в девятом классе я увлеклась фильмами, постоянно ходила в кинотеатры, просто болела всем этим. И папа сказал: «Тогда попытайся стать продюсером. Будешь продюсером — всегда сможешь сняться в любой роли в своем фильме». Что, собственно, и произошло. Я в продюсерской группе, и вот Бахтиер меня уже снял в маленькой роли с маленьким текстом по-фински.
— Что за роль?
— Небольшой эпизодик, снимавшийся в Выборге на Ратушной площади. Я очень нервничала, когда на меня повесили микрофон, просто вся затряслась. Еще в детстве поняла, что боюсь публику — это в кругу друзей я оратор, люблю шутить, смеяться, быть в центре внимания и не стесняюсь.
Так что первый дубль я отработала как каменная, но потом сумела расслабиться, и все получилось.
— Родители брали вас с собой в театр, когда вы были школьницей? Ведь ваша мама Инна Тимофеева, как и папа, тоже в труппе «Современника»…
— Да. Я очень любила гримерки и наших гримеров, особенно Тамару Ивановну — она в «Современнике» долго работала мужским гримером. Мне разрешали потрогать парики, грим. Еще мне нравилось бывать в костюмерных, где мне давали мерить разные платья. Кстати, на всех утренниках в школе я всегда выступала в сценических костюмах из «Современника» — их под меня ушивали. Помню, мама принесла мне платье — со спектакля «Коломба»: на кринолине, но коротенькое.
А когда в школьном спектакле я играла Золушку и в финале надевала корону, это была корона из спектакля «Голый король», в этой короне принцессу играла Нина Дорошина.
— Сергей, кроме Даши у вас есть еще сын Ваня. Успеваете им заниматься?
— Я мало что успеваю, к сожалению. Надеюсь, хотя бы в школу 1 сентября Ваню поведу — он в этом году пойдет в первый класс.
— Что за школа?
— Обычная школа с изучением английского и французского языков.
— А вы, Даша, помогаете воспитывать братика?
— Да я ребенка практически не видела уже более полугода!
За исключением мимолетных встреч, когда в съемках перерыв, а так мы с папой все время в экспедициях. Иван растет, и это заметно, когда редко его видишь. Он у нас очень своенравный, характерный товарищ. У него по всем вопросам свое мнение, ему палец в рот не клади. Поэтому у нас то любовь-любовь, а то, когда он перегнет палку, я и в угол его поставить могу. Хотя он хороший, добрый мальчик, и с ним часто можно договориться. Нам с папой безумно стыдно, что они сейчас там вдвоем с мамой — у мамы ведь сегодня день рождения…
Сергей: Мы утром ее поздравили по телефону. Сейчас Инна играет в спектакле, а после него ей принесут от нас огромный букет — мы заранее заказали. А отпразднуем ее день рождения, когда мы приедем домой.
— Как будете праздновать?
Сергей: Как все люди. Я не люблю рестораны. Ведь и так всю жизнь приходится в них питаться. И если есть возможность поесть дома, то лучше дома. За городом, на природе.
Даша: У нас загородный дом в Быково. Мы очень дружны с соседями, всегда зовем их на праздники.
— Ваша мама вкусно готовит?
— Мама очень вкусно готовит. А перед большим застольем мы с ней делим работу. Кто утку жарит, кто гуся, а кто баранью ногу.
— Сергей, а съездить куда-нибудь в отпуск вам удается?
— Бывает. Прошлым летом мы в Испанию ездили, к Косте Хабенскому. У него сын живет в маленьком городке под Барселоной с бабушкой и дедушкой — родителями Насти.
И мы к ним туда ездили с женой, с Ваней, с друзьями. С Костей меня очень многое связывает в жизни. Он мой близкий друг, я его очень люблю и считаю одним из лучших актеров своего возраста.
— Даша, а вы с Хабенским общаетесь?
— Ну да, мы знакомы. Но он же папин друг, а не мой. У нас с папой разве что Артур Смольянинов* — общий друг. Я с ним на двух картинах работала «9 месяцев» и «Фантом».
— Когда «Гетер майора Соколова» снимали в Крыму, вы не заезжали в Херсон? Это же ваши родные места, Сергей…
Сергей: Нет, не смогли вырваться. Было напряженно, ведь у меня еще и в театре сезон продолжался.
И я все время летал со спектакля на съемки и обратно.
Даша: В детстве меня возили на папину родину, в Херсон, к бабушке. Там было здорово. Хотя одно из самых счастливых воспоминаний моей жизни связано с другой поездкой. Родители собирались на гастроли в Израиль. А бабушка, к которой меня должны были отправить, за день до поездки сломала ногу. И меня совершенно неожиданно прямо из детского сада забрали в аэропорт. Это было незабываемое путешествие! В первый раз за границей, с папой и с мамой! Мне было лет пять.
— Даша, а вы больше мамина дочка или папина?
— Поровну. Жесткость характера, необходимая для работы в администрации съемочной группы, это у меня от папы.
А мама у нас очень красивая, женственная, нежная, добрая — хранительница очага. Надеюсь, что это во мне есть.
— И последний вопрос. Сергей, над чем вы еще в последнее время работали?
— Озвучивал нашего «соотечественника» Жерара Депардье во французском фильме «Распутин».
— Депардье сам вас выбрал?
— Я не уверен, что он вообще в курсе, кто его озвучивает. Во всяком случае, мы с ним не знакомы.