Пауза. У меня все похолодело. Сейчас развернется и уйдет.
— О, то, что надо! Мое, — обрадовалась она.
Еще мне очень хотелось, чтобы мы сняли что-то из австрияка Климта, уж он точно самый яркий, наряду с чехом Альфонсом Мухой, представитель европейского модерна. Модерн меня завораживает абсолютно. Стиль, непохожий на предыдущие — очень декоративный, витиеватый, природный и текучий. Короче, мой любимый! Климт был очень популярен благодаря своим прекрасным вызолоченным женским портретам — как на волшебной мозаике со странно и прекрасно подобранными оттенками. Его сказочно-реальные женщины выделялись, отрываясь от фона, словно живые. Один портрет, кстати, очень напоминал мою бабушку в молодости. Еще он писал мифологические сюжеты, которые пользовались феерическим успехом, несмотря на то, что многие работы были названы критиками порнографическими, где с полотен, полуприкрыв глаза, смотрели на зрителей женщины с мистическим обаянием — со взглядом Марлен Дитрих или Греты Гарбо, хотя их тогда еще и в помине не было.
Мне очень нравились Юдифи Климта. Номер один (они у него шли под номерами) — молодая, эротичная, томная, соблазнительная, держит в руках военный трофей — голову полководца Олоферна, который хотел поиметь удовольствие и заплатил за это жизнью, — обычная стародавняя история... И уже не просматривается никакого библейского сюжета, просто отношения мужчины, уже обезглавленного, и женщины. Так бывает.
А Юдифь номер два — именно ее я предложила Людмиле Марковне — уже женщина-вамп, femme fatale, с длинными руками, живущими своей жизнью, с обнаженной грудью, зрелая, сладострастная, опасная, видавшая виды, для которой эта отрубленная голова, видимо, не первая и не последняя! Не стойте у Юдифи на пути! И вся она снова устремлена вперед, у нее снова дела! Друг Климта Альфред Басс писал: «Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».