У моей бабушки есть замечательный тост, она поднимает рюмку и произносит «Главное в жизни — секс и политика», а меня упрекает: «Ты дура аполитичная!» Возможно, когда-нибудь позаимствую это ее выражение для «Склифа».
Многие фразы, сцены в сериале предлагаются актерами. Шесть лет мы проживаем свои судьбы в «Склифосовском», многое придумывая сами и фонтанируя идеями. Конечно, главный изобретатель на площадке Максим Аверин. Макс — мой самый большой и близкий по духу друг. Невероятно сложно найти человека, который понимал бы тебя в профессии с полуслова! Восхищаюсь тем, что он делает в театре, и доверяю его советам.
Мы познакомились в «Сатириконе». Когда ушла из театра, стали дружить еще крепче. Я и подруге порой не могу рассказать всего того, что доверяю Максу. После «Склифосовского» отвыкла работать без Аверина в других проектах. Не хочу. Мечтаю, чтобы мы придумали совместную историю на сцене. Макс дико придирчивый — попробуй найти пьесу, которая его заинтересует! Антрепризные сочинения, как правило, примитивны, поставить в них что-либо крупное практически невозможно.
Кто не видел Аверина на театральной сцене — много потерял. Он способен на самые масштабные роли. Отличный артист, проблема с режиссерами, которым он сможет поверить. Максим тоже ушел из «Сатирикона» из-за взаимных обид, хотя очень дорожил театром, боготворил Костю. Нашла коса на камень. Наверное, это проблема, возникающая на пути любой личности, обретающей силу и самостоятельность.
За годы в «Склифе» я полюбила камеру, наконец началась действительно новая жизнь. Марк Анатольевич недавно собирал нас в театре на жесткое совещание. Он, конечно, прав. Сниматься надо в свободное от театра время. Отпрашиваться у режиссера нужно, отпускать артистов необходимо. Все должно быть в рамках порядка и взаимного уважения. Когда удается совместить работу на сцене и в кадре, актер испытывает дополнительный драйв, все у него получается и в театре, и в кино. Даже дурацкий сериал способен научить чему-то новому.
Провалы тоже нужны в актерской профессии. Обжигаться полезно, особенно с большими ролями. У меня есть подобный опыт в «Ленкоме». Как-то к нам приехали с коммерческим проектом два «волшебных» француза, начали репетировать. Процесс выглядел по-идиотски. Марк Анатольевич терпел-терпел и снял спектакль с репертуара, но мы тоже пали в глазах худрука. Кажется, он не смог пережить, что так ужасно будем играть, пусть и в плохой постановке. И мы угодили в немилость. Но пережитое состояние закаляет облитых грязью. С тех пор в театре говорят: кто прошел французов, тот одолел огонь, воду и... канализационные трубы.