В том, как приходят идеи фильмов, рождаются сюжеты, обязательно присутствует мистика. Может быть, это самая таинственная вещь в мире. Замыслив «Даму Пик», я очень боялся приступать к съемкам. Знал, что в картине непременно должна звучать музыка Чайковского, но ею же надо было по-умному распорядиться! А еще мне хотелось не только перенести на экран гипнотизм, который присутствует в повести Пушкина и написанной по ее фабуле опере, но и наполнить им главную сюжетную линию — цепь событий, происходящих вокруг постановки «Пиковой дамы» в некоем театре. Воссоздать ощущение трагической неизбежности гибели красоты.
Забегая вперед, скажу, что музыка не только гармонично вплелась в фильм, но и приподняла его, а мне — уже во время съемок — впервые удалось по-настоящему ее прочувствовать.
Первоначально хотел делать картину на английском языке, поэтому отдал написанный по-русски сценарий на переделку Дэвиду Сайдлеру, получившему «Оскар» за лучший оригинальный сценарий фильма «Король говорит!». Пока он этим занимался, искал актрису на главную роль. В иностранном варианте картины непременно нужна была звезда с мировым именем, и мы вели серьезные переговоры с Умой Турман. Однако получив от Сайдлера сценарий, понял, что оскароносец схалтурил, хотя и взял солидный гонорар. Поделка американца не стала драмой, потому что к тому времени я уже уяснил для себя: оперные партии в фильме должны звучать на языке оригинала — значит, надо возвращаться в Россию и делать картину там.
Теперь у меня не было сомнений, кто сыграет примадонну Софью Майер, — Ксения Раппопорт. Зато исполнителя главной мужской роли — молодого, амбициозного, жаждущего славы и денег оперного певца Андрея — пришлось поискать. Я сделал неимоверное количество проб, через них прошли десятки актеров. До начала съемок оставалась неделя, а у меня не было ни малейшего представления, кто может сыграть Андрея. И вдруг в самую последнюю минуту появляется Ваня Янковский, который на первых же пробах ловит интонацию героя, его нервность. Особое лицо, особая пластика — красивый талантливый парень, в котором соединилась кровь Янковских и Фандеры, обладатель редкого дара проникновения в судьбу героя. Иван стал настоящей находкой для фильма, но на площадке ему со мной бывало нелегко.
Однако расстались мы большими друзьями — надеюсь, сможем еще вместе поработать. Дед Ивана, великий актер Олег Янковский, по характеру был другим: очень сдержанным, необыкновенно мужественным, по-старорежимному предупредительным. До съемок «Царя» мы были, конечно, знакомы, но встречались только на фестивалях и церемониях вручения кинонаград. Несмотря на это, еще только приступая к написанию сценария, я твердо знал: митрополита Московского Филиппа, причисленного русской церковью к лику святых, должен играть Олег Иванович. Как и то, что Иваном Грозным будет Петя Мамонов.