Роль офицера-разведчика Николая Дмитриевича, прототипом которого послужил Ковалев, сыграл Кирилл Пирогов, создавший небанальный и совершенно удивительный образ. За его напарником в исполнении Федора Лаврова тоже стоит реальный офицер службы внешней разведки. Есть прототип и у прапорщика Абдусаламова, который пообещал душманам продать автоматический гранатомет, взял немалые деньги, но доставлять «товар» не собирался: «Я присягу давал!» Обманутые покупатели выкрали прапорщика, и у разведчиков прибавилось головной боли — параллельно с выводом войск нужно было еще и спасать Абдусаламова.
Сыгравший эту роль Ян Цапник стал для фильма настоящей находкой, привнеся в образ многое из своего армейского опыта. Ян служил в десантных войсках, хорошо знает воинский быт, все эти ухватки и словечки прапоров, которых в армии называют «кусками». Герой Цапника, хитрец и пройдоха, обеспечил картине мягкий юмор, и мне кажется, зритель будет ему симпатизировать.
Другая находка — Антон Момот, сыгравший главную роль, лейтенанта по прозвищу Грек. Красивый, смуглый, прекрасно сложенный и очень по-актерски точный. Его герой — сумрачный, молчаливый, чуждый всякого пафоса. Эпизод, где лейтенант добровольно идет в заложники к моджахедам, сыгран Антоном обыденно — будто парень не подвергает себя смертельной опасности, а вызывается сбегать в пиццерию за углом. Таких героев в нашем кино еще не было.
«Братство» рассказывает о самоотверженности и самопожертвовании, которые всегда отличали нашу армию, о том, что для русского солдата правило «не бросать своих» является неукоснительным в любых обстоятельствах. А главная идея, которую мы хотели донести до зрителя: «Начать войну просто — закончить очень трудно. И если можно не воевать — лучше не воевать». Съемки проходили в Дагестане — в Гунибе, Дербенте и под Буйнакском, на территории воинской части. Чтобы передать атмосферу конца восьмидесятых, снимали не на цифру, а на пленку.
При глубоком погружении некоторые вещи появляются неведомо откуда. На съемках «Братства» я, никогда не державший в руках оружия, увидел, что актер неправильно берет автомат, и сам был готов показать, как надо. Особое состояние погруженности в действие потом, когда заканчивается работа над фильмом, отпускает. Сейчас я опять не знаю, как воевать. А тогда знал.
— Что-то подобное было и на съемках «Острова»?
— Да. После выхода фильма патриарх Алексий II пригласил съемочную группу в свою рабочую резиденцию в Чистом переулке, где вручил Патриаршую грамоту — наш фильм удостоился награды «за усердные труды во славу Русской православной церкви». После официальной части был живой разговор, в ходе которого Его Святейшество спросил: «Вы, вероятно, довольно долго жили в монастыре, раз так хорошо знаете монашеское бытие, уклад жизни в обители, язык, на котором разговаривают между собой братья? Темы монашества, смирения и юродства раскрыты в вашей картине удивительно достоверно». И был искренне удивлен, когда я признался, что глубокого знания монастырских реалий у меня нет, но на съемочной площадке всегда четко понимал: вот так могло быть, а так — нет. Опять сработали перевоплощение и интуиция.