Действие фильма происходит в середине тридцатых годов прошлого века. Начальник полярной станции, выполняя спущенный сверху план по сбору пушнины и не забывая о себе, обрек на голодную смерть большое чукотское племя. На роль Семенчука уже был утвержден Сергей Цепов, а мне предстояло пробоваться на роль жены его героя.
Приехала, показалась и уже на обратном пути обнаружила, что забыла платок. Вернулась. В двух комнатах, где все происходило, обыскали каждый уголок, но так и не нашли потерю. Махнула рукой: «Ну и ладно, другие есть».
С нетерпением ждала решения руководства съемочной группы по поводу роли, уже почти отчаялась — звонок: «Женя, вы утверждены. Только что. И представляете — сегодня же утром нашелся ваш платок, лежал на видном месте».
Филипп — один из немногих современных режиссеров, который работает по правилам лучшего советского кино: прежде чем снимать, репетирует каждый эпизод, обсуждает с исполнителями мотивы поступков героев, не отмахивается от идей, которые приносят актеры.
Уже прилетев на Чукотку и еще раз перечитав сценарий, я сказала Абрютину: «Нельзя, чтобы моя Надежда была просто меркантильной женщиной, приехавшей вслед за мужем, с которым они одного поля ягоды — подлые, жестокие, корыстные. Что если ввести любовную линию: парой намеков дать зрителю понять, что Семенчук приехала на край земли к мужчине, который ей по-настоящему дорог, — ученому-исследователю Вакуленко? Пусть у нее душа перевернется, когда узнает, что у Якова туберкулез в последней стадии, а увидев его в петле, не просто заплачет, а забьется в истерике, повторяя: «Яша, Яша...»
Филипп принял мою «новацию», и мне кажется, роль Надежды стала объемнее. Один из премьерных показов фильма состоялся в родном городе режиссера Билибино. Зал был полон и смотрел картину на одном дыхании. После титров минуту стояла тишина — люди боялись нарушить атмосферу — и только потом грянули овации. Зрители подходили к режиссеру, артистам и говорили, как соскучились по умному, берущему за душу кино, благодарили за эмоции, которые пережили.
У замечательного режиссера Филиппа Абрютина я с радостью снялась бы в любой роли, в любой картине. Работая с такими, как он, актер растет профессионально и открывает в своей душе потайные дверцы, которые прежде самому были неведомы.
К сожалению, сегодня чаще приходится сталкиваться с дилетантами, чье образование ограничивается левыми курсами. Не так давно у меня была встреча с одним из таких «режиссеров». Подошла к нему с предложением обсудить образ героини, сказала, что хочу поделиться деталями, которые придумала, и услышала в ответ: «Не заморачивайся. Сделай как в американском сериале... Помнишь сцену, где она к нему приходит? Вот так и давай».
Ясно, что этот, с позволения сказать, режиссер чего-то где-то нахватался и теперь не создает свое кино, а пытается копировать далеко не лучший образец американской телеиндустрии. При встрече с такими «профессионалами», честное слово, просто руки опускаются.