— А что скажете про Андрея Чадова? Для меня «Русское», где он сыграл молодого Эдуарда Лимонова, ваш лучший фильм.
— Я его тоже люблю. Недавно пересматривал с компанией под рюмочку. И вижу — хорошее кино! За него не стыдно.
«Войну» Балабанова с Лешей Чадовым в главной роли я увидел на «Кинотавре». Однажды плыл в море, а навстречу Леша. Подплыл: «Буду снимать кино про Лимонова, приходи на пробы». Позже сидели за столиком в пляжном кафе, и Леша сказал:
— А у меня есть брат.
— Ну приводи и брата!
Они пришли вдвоем, и мы сделали пробы. Один выходил из комнаты, второй заходил. После этого Леша мне и сказал:
— Это Андрюхин фильм.
Я был того же мнения. Но потом в «Живом» они снялись уже вместе. Моя любимая сцена, когда они едут в машине и слушают Цоя.
— Насколько рискованно было снимать фильм о Лимонове, который в тот момент сидел в тюрьме?
— В 2002 году риск еще не ощущали так остро. Сегодня вряд ли кто-то из продюсеров взялся бы за такую тему, а тогда я снимал фильм, а Лимонов сидел. Два раза ездил к нему на суд в Саратов. И на приговор приезжал. Подружился тогда с его адвокатом Сергеем Беляком. До сих пор поддерживаем теплые отношения. Он мне недавно сказал: «Ты снял все фильмы, которые сейчас снять уже невозможно. Ни «Закон», ни «Русское», ни «Живой». Сегодня темы этих картин табуированы. «Закон» же — про отсутствие закона. Продюсер Валерий Тодоровский предложил мне снять кино на тему «Суд человеческий и суд Божий», это мне было интересно. Я готов был потратить на такой проект часть своей жизни. Там сыграл первую большую роль Дмитрий Назаров. В фильме вообще прекрасный актерский состав: Виктор Раков, Сергей Юшкевич, Нина Усатова, Наташа Курдюбова, Ростислав Янковский, Артур Смольянинов* еще под фамилией Поволоцкий. «Закон» в общем-то о том, что в России суд присяжных невозможен, потому что в стране нет института его защиты. Всех можно запугать, купить. Горько, но это так. Что же касается «Живого» — сейчас в тренде атеизм, а «Живой» про веру, он выпадает из системы новой этики.