Роман «Обитель» — произведение художественное, основанное на исторических документах, хотя, как выяснилось, среди них немало и псевдоисторических. У соловчан существует даже такое понятие — «соловецкая параша», имеется в виду мифология вокруг лагеря. За чистый документ нельзя принимать почти ничего. В личных воспоминаниях люди что-то приукрашивали, но чаще, наоборот, сгущали краски.
Те, кто пишет или снимает на исторические темы, вынуждены прибегать к некоторым условностям, чтобы получить относительную свободу в изложении событий. Примеров тому не счесть, начиная еще с «Капитанской дочки»... Например начальником лагеря в те времена был Теодор Эйхманс. В романе он стал Федором Эйхманисом. Когда я работал над сценарием и снимал фильм, тоже достаточно свободно обращался с романом, в разумных пределах конечно. Поскольку я стоял у его истоков, то считал, что имею право толковать какие-то вещи по-своему. В романе все описано лишь с точки зрения главного героя. В сценарии же нам с соавтором Петром Тодоровским-младшим пришлось выстраивать линию взаимоотношений Галины и Эйхманиса, в романе ее нет, есть лишь скромное упоминание на эту тему в дневниках Галины. Кино — иной способ изложения информации, мы должны были эту линию воспроизвести.
— Как проходил кастинг? Вам было сразу понятно, кто будет играть главные роли?
— Пробовались многие хорошие ребята, замечательные актрисы. Женя Ткачук, сыгравший Артема Горяинова, снимался у меня в картине «В Кейптаунском порту». Он сыграл в ней совершенно нестандартную для себя роль — «ботаника», человека неуверенного в себе, который должен совершить страшный поступок. И Женя прекрасно справился. Когда он прибыл к нам из Питера и попробовался как раз с Сашей Ребенок и Сережей Безруковым, все сомнения отпали. Безруков был утвержден на Эйхманиса без проб, я сразу сказал, что в этой роли вижу только его. Сережа — мой старый товарищ еще с «Бригады». Мы давно собирались поработать вместе, и вот шанс выпал. Сережа — уникальный! У всех артистов меняются обстоятельства, идут спектакли, съемки в других фильмах, из-за них приходилось постоянно перекраивать график. С Сережей подобного не случилось ни разу. Он выделил дни и выполнил все обязательства. Всегда был готов войти в кадр. Иногда убеждал меня сменить трактовку образа его героя на ту, которая казалась ему более точной. Мы обсуждали и вместе принимали решение.