Уже через много-много лет, в восьмидесятых, Иннокентий Михайлович с МХАТом приехал во Фрунзе и там имел большой успех: на рынках ему все давали бесплатно. Позвали и на телевидение. Там он сделал удивительное признание: «Очень приятно такое отношение ко мне киргизского народа. Тем более что Фрунзе — единственный город Советского Союза, где Смоктуновский был бит». На самом деле не единственный, но так он сказал.
Интересно, что история имела продолжение. Когда актеры МХАТа встречались с правительством Киргизской Республики, Кеша обратился к первому секретарю ЦК: «У меня есть личная просьба. У вас тут, во Фрунзе, работает один замечательный артист. Мы с ним в молодости были хорошо знакомы... Очень прошу вас представить этого актера к званию народного артиста СССР. Он заслужил!» И назвал фамилию бывшего соперника.
Узнав, что Смоктуновский устроил драку в ресторане, Шишигин велел собрать профком. Но Кеша не стал виниться и каяться. Наоборот — заявил, что из театра уходит: «Я покину труппу. И если через пять лет вы обо мне нигде не услышите, знайте — я ушел из профессии!» Многие потом утверждали, что он сказал иначе: «Вы обо мне еще услышите!» Возможно, и так. Не раз ведь говорил Фирсу: «Эта роль не по моему таланту».
Уезжая в Москву, он рассчитывал на Софью Гиацинтову, художественного руководителя Театра имени Ленинского комсомола, которая зимой была в Сталинграде и ободрила Кешу с восторгами. Но как оказалось, в столице Смоктуновского никто не ждал. Во всяком случае, Гиацинтова растерялась, увидев его на пороге: «Как? Вы приехали?!» Ему пришлось несладко, прежде чем удалось пробиться. Но мы этого всего не знали. Сезон 1955 года начался уже без Смоктуновского, о нем на какое-то время и думать забыли.
Римма продолжала служить в театре, потом вышла замуж за режиссера и уехала с ним в Москву. Иногда я наведывалась к ней в столицу. В то время имя Смоктуновского зазвучало, уже были Мышкин, Гамлет.
Я говорила:
— Римма, ты слышала, Кеша сыграл...
Она резко меня обрывала:
— Ой, ну что он там сыграл? Что он может вообще сыграть?
До конца жизни так его и не оценила. Да и я, вспоминая нашу реакцию на отъезд Кеши, не помню, чтобы ждали от него огромных успехов. Мы жалели разве что о добром и веселом человеке. Вот видите, как бывает! С тобой рядом гений, а ты этого не понимаешь...
ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ:
«Мне здесь в театре все завидуют»
«В 2017 году я познакомилась с сотрудниками Театрального музея имени А.А. Бахрушина, которые бережно сохранили письма молодого Смоктуновского к супруге. Их при жизни сдала в архив музея вдова актера, Суламифь Кушнир. Эти бесценные письма дают нам представление о том, как жил и работал начинающий провинциальный актер, недавно приехавший в Москву. Вот отрывки из этих писем», — рассказывает главный редактор объединенной редакции «7 Дней» и «Каравана историй» Анжелика Пахомова.