— И в этот раз вы тоже дипломатично и элегантно отказались от того, что не хочется. Я правильно понимаю, что вы часто в подобных обстоятельствах пользо-вались этой фразой: «Я снимаюсь»?
— В общем-то да... Кстати, почти через полгода мне позвонили с Бронной: «Анатолий Васильевич вас и Леонида Каневского приглашает на работу в театр».
Я подпрыгнул просто до потолка:
— Хорошо! Когда?
— Да хоть завтра.
Мне дали роль в спектакле на двоих с Олей Яковлевой. Репетировал режиссер Михаил Веснин. Одна репетиция прошла, другая. Мы там о чем-то поговорили. Потом я как-то прихожу в актерский буфет на Бронной, и там ребята все собрались: Саша Ширвиндт, Оля Яковлева, Лева Круглый, и я вдруг вижу — за полгода они стали другими, очень изменились. А я ностальгически устроенный человек. Мне это все не понравилось. И я вернулся обратно в «Ленком», в котором действительно ощущал себя как дома. Когда вернулся, мы выпустили спектакль «Дым отечества» с Арменом Джигарханяном и Софьей Владимировной Гиацинтовой. Получили за него какую-то комсомольскую премию.
Через полгода позвонил сам Анатолий Васильевич: «Саша, я сейчас на телевидении снимаю фильм-спектакль «Мой бедный Марат». Хочу, чтобы ты согласился участвовать». И мы сняли «Мой бедный Марат». Вот такая история! На этом закончилась моя работа с Эфросом.
— А как началась ваша история с Марком Захаровым?
— Он пришел к нам в театр и захотел обновить лица. Начал искать новое лицо для своей первой постановки. Евгений Павлович Леонов снимался с Олегом Янковским в фильме «Гонщики» и подсказал ему, что есть молодой талантливый артист из Саратова. Захаров забрал Янковского к нам в театр. И сразу дал главную роль в спектакле «Автоград-XXI». А мне — второго плана. И я понял, что Захаров ко мне сдержанно относится. А потом он другие спектакли выпускал, и довольно долго, до «Иванова», я так и играл вторые-третьи роли. Потом вообще докатилось до того, что в хорошем спектакле «Варвар и еретик», где у Саши Абдулова, Инны Чуриковой и Олега Янковского были роли, а я изображал Астлея и где-то наверху гавкал. Ужасно обидно, но я не озлобился.
Был еще спектакль «Мудрец», где я играл... И огромные перерывы случались, то пять лет ничего нового, то три. Но я много снимался в кино. Это, конечно, что-то компенсировало. Потом Захаров стал давать роли. Как мне объяснили, ему многие звонили с вопросом: «А почему у вас Збруев не играет?»