Крачковская мечтала, чтобы бендера сыграл Михаил Козаков
Наталья Леонидовна как женщина всегда держала марку. Она выглядела модно даже в те времена, когда ничего невозможно было достать, потому что научилась хорошо шить и вязать. Однажды связала для своего сына синее пальто, и все были уверены, что оно заграничное. Когда мы начали общаться, актриса была уже в солидном возрасте, очень болела, но, выходя из дома, всегда выглядела на все сто. «Я не могу позволить себе появиться на улице в рваных чулках или в грязных ботинках, — говорила она. — На меня смотрят, на меня равняются, я же актриса!»
В отличие от других актеров Крачковская не стеснялась своих «народных» ролей. Когда при ней цитировали: «И тебя вылечат, и меня вылечат...» — улыбалась и всегда говорила: «Какое счастье, что я снималась у Гайдая!» Она обожала свою роль в «12 стульях», и если куда-то звонила, уточняла: «Это Наталья Крачковская, мадам Грицацуева...» Наталья Леонидовна не уставала рассказывать, как случайно попала в этот фильм. Ее муж Владимир Крачковский был звукорежиссером, работал с Гайдаем. В Алушту, где шли пробы к фильму «12 стульев», он приехал с женой и познакомил с ней режиссера.
— Вот такая мне и нужна на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — тихонько шепнул Леонид Иович ассистентке. — Найдите мне актрису таких же габаритов и столь же обаятельную.
— Леонид Иович, а зачем искать? Давайте Крачковскую и попробуем! — предложила ассистент.
Тем же вечером Наталья Леонидовна устроила мужу скандал:
— Ты за кого меня держишь? Что это такое? Знойная женщина, мечта поэта... С арбузными грудями...
— А ты в зеркало себя видела? — парировал муж.
На пробах не имевшая большого опыта в кино (в массовке ей до этого случалось сниматься. — Прим. ред.) Наталья Леонидовна переиграла всех других претенденток на роль мадам Грицацуевой: и Нонну Мордюкову, и Галину Волчек. После чего стала пробоваться со всеми, кто претендовал на роль Бендера, а это десятки актеров. Мадам Грицацуева в предложенной сцене должна была молчать. Разрешено было смеяться, плакать, вздыхать, использовать жесты, но не произносить ни слова. Крачковская с задачей справлялась отлично и все больше нравилась Гайдаю, но вот Бендеры его не устраивали. А это были такие мужчины! Баталов, Высоцкий, Миронов... Особенно Наталье Леонидовне жаль было расставаться с Михаилом Козаковым, по ее мнению, он был лучшим Бендером. Но и Белявский, который прошел пробы, был весьма неплох... Крачковская рассказывала, что Гайдай снял его с роли не сразу, а отсняв уже практически полкартины! Она к партнеру привыкла, поэтому в штыки встретила новенького, Гомиашвили: они так и не сработались и отношения между ними остались натянутыми.