К сожалению, в пятьдесят Крачковская овдовела. Конечно, она понимала, что такое может случиться, ведь муж был старше ее на 15 лет. Но он ничем не болел, все произошло мгновенно — приступ и летальный исход. Наталья Леонидовна, у которой к тому времени уже вырос сын, никак не была к этому готова. Ведь все эти годы она жила за мужем как за каменной стеной: он обеспечивал достаток, решал бытовые проблемы и был ей духовной опорой. Актриса вспоминала, что первый год жалела себя, а потом решила: «Никто не виноват в том, что с тобой это случилось. Нельзя нагружать окружающих своими жалобами и проблемами. Ты должна научиться жить одна!» И у нее это получилось. В старости актриса не только себя обеспечивала, но помогала сыну, внуку. Вот только чего ей это стоило!
Честно говоря, в последние лет десять жизни Крачковская была всегда больна. Со свойственным ей черным юмором она признавалась: «Я могу чувствовать себя просто плохо, а могу ужасно! Вот сегодня просто плохо — и это счастье». Но при этом я мало знаю среди наших стариков-актеров людей, кто бы заряжал окружающих такими оптимизмом и энергией. Она не жаловалась, а просто и с достоинством принимала ограниченность своих возможностей. Приехав в театр, Крачковская долго и некрасиво с помощью других людей ползла по лестнице наверх. Но делала это без лишнего нытья, кокетства, жалоб или извинений. И поэтому у многих возникало ощущение, что ей легко. На самом деле было очень тяжело. И страшно. Помогала вера в Бога.
Помню, ей предстояла тяжелая операция на сердце, и Наталья Леонидовна наотрез отказалась войти в операционную, если ей не позволят оставить на шее иконку Матроны на веревочке. Врачи долго совещались, а потом иконку продезинфицировали, укоротили веревочку и все-таки разрешили. После той сложной операции актриса восстанавливалась долго, но выкарабкалась. Ее подбадривала мысль о какой-нибудь предстоящей работе. Конечно, в кино Крачковская уже не снималась, но с удовольствием участвовала в телепрограммах и документальных фильмах о коллегах. Ее любили приглашать, она же была остроумной. Как-то я привела в дом Натальи Леонидовны знакомого, который похвастался, что ценой неимоверных усилий приобрел в кредит однокомнатную квартиру-студию в новостройке — без отделки. «Поздравляю! — с озорным огоньком в глазах сказала Крачковская. — Теперь можешь развести посреди этой бетонной коробки костер и рядом поставить палатку... Что это за квартира, в которой ни попить, ни наоборот? Это, мальчик, еще не квартира, на квартиру тебе еще работать и работать!»
Называть вещи своими именами и не унывать — вот простые правила от Крачковской. И еще — не показывать окружающим свои проблемы. Если я звонила ей грустная, сразу звучало: «А что такой похоронный тон? Что ужасного случилось? Все живы...» Она сама бесконечно ценила все, чем одарила ее жизнь. И других этому учила.