Конечно, я благодарен Лунгину за «Дело о «Мертвых душах», он дал мне замечательную роль Добчинского. За что я искренне благодарен Говорухину, Лунгину, Константину Худякову, у которого снимался в нескольких фильмах: они застали советское кино, в их подсознании осталось, что пленка стоит дорого, а актеры — живые люди, и по двадцать дублей без необходимости лучше не снимать. Они и не делали этого, фильм уже сложился у каждого в голове.
Снимаясь где-нибудь сегодня, прошу:
— Отпустите, у меня вечером спектакль.
— Вас довезут. А в каком театре вы работаете?
Может, я и не самый известный актер, но раньше, бывало, кинорежиссеры ходили в театры и смотрели спектакли.
— Недавно по НТВ с успехом прошел сериал «Пазл», где вы сыграли рисковую роль чиновника, замешанного в сексуальном скандале. А существуют ли для вас табу, в каких проектах вы не сниметесь ни за что?
— Как показывает мировой опыт, в искусстве нет запретных тем. Весь вопрос, как это сделано, талантливо или бездарно. В повести Гоголя от майора Ковалева сбегал нос, а тут предложили сценарий, где по сюжету от стриптизера сбегало... мужское достоинство. Режиссер был горд, говорил: «Я придумал потрясающее, классное название — «Счастливый конец». Но я сослался на занятость и отказался. Правда, фильм вышел с Пашей Деревянко и Юрием Колокольниковым, его даже по телевизору показывали.
Марк Анатольевич как-то на репетиции предложил:
— Александр Гаврилович, а если нам вас подраздеть?
— В смысле?
— Ну, если вам раздеться?
И Абдулов очень искренне, с киношной органикой сказал:
— Нельзя.
— Почему?
— Можем потерять семейную аудиторию.
— Тогда не надо.
Сегодня немало проектов, где используется ненормативная лексика. Я не ханжа, могу это произнести, если режиссер объяснит зачем. А если просят выругаться ради того, чтобы выругаться... Мне эти слова в горло не полезут.
— Есть ли что-то, что вы еще не доиграли?
— В возрасте от 25 до 36 мне очень хотелось играть большие роли, а они не шли. Пришли позже. Я этого хотел, но не стремился, не плел интриги, никогда никого ни о чем не просил.
Сейчас мои интересы лежат в области режиссуры. Я понимаю, что все актеры сдуру лезут в режиссуру и, может быть, не надо этим заниматься, но опыт «Папиных дочек» говорит сам за себя. Недавно написал сценарий, дал почитать продюсерам, мне даже комплимент сделали: очень хорошо, профессионально написано. Сейчас в кино главный человек — продюсер. Они могут отстранить режиссера, взять другого, и это нормально. Я чувствую себя более независимым как актер. Неслучайно Михалков, Говорухин, Лунгин были сами себе продюсерами. Так что пока ставлю спектакли как режиссер со своими студентами.