— Все отмечают необыкновенно уважительное отношение Марка Анатольевича к актерам. Он ведь всех называл по имени и отчеству, даже очень молодых?
— Абсолютно точно. И его все любили. Хотя, наверное, и немного побаивались. Ветераны рассказывали, что когда-то Захаров мог и накричать. Но я такого не застала.
— Марку Анатольевичу приписывают довольно своеобразное отношение к актрисам театра. Одна из известных баек рассказывает о том, как нестандартно он отреагировал на сообщение одной дамы о том, что она ждет ребенка: «Может, еще рассосется?» Вы, кстати, тоже уходили в декрет при Захарове. У вас не было проблем?
— Нет, но у меня во всех спектаклях были вторые составы. Изначально в «Ленкоме» многие были без них, потому что пьесы сочинялись и ставились на конкретных исполнителей — Караченцова, Броневого, Збруева, Захарову. Кто мог их заменить? Сейчас все по-другому. И мне хотелось бы сказать несколько слов о нашем директоре Марке Борисовиче Варшавере, изменившем политику театра в этом вопросе. Сейчас у всех артистов существуют вторые составы, а у некоторых даже и третьи, и поэтому есть возможность сниматься и зарабатывать. Я люблю свой театр, у меня здесь много интересной работы, но когда приглашают на какую-то другую площадку, в Театр Наций или еще куда-то, не хочется упускать интересные предложения. Марк Борисович не только создает для нас комфортные условия, он старается решить проблему занятости артистов — одну из главных в репертуарных театрах. Как-то говорит:
— Хочу, чтобы вы сыграли графиню в «Женитьбе Фигаро».
— Как, я?
— Да, вы. И вы ее сыграете! — строго так.
Когда я уже ввелась, то поняла, какой он мне сделал шикарный подарок. Спектакль замечательный, несмотря на то что ему много лет, его всегда хорошо принимают. И это прекрасно, что благодаря Марку Борисовичу Варшаверу постановки Захарова и его театр продолжают жить. Он очень много делает для «Ленкома», старается его «омолодить». А для артистов самое ценное, когда они в работе.
— Янковский к вам относился благосклонно и в чем-то даже помог. А как себя проявляли другие звезды «Ленкома»? Например, Инна Михайловна Чурикова?
— С Инной Михайловной я встретилась в «Чайке», когда меня ввели на роль Нины Заречной. Так получилось, что со мной репетировал дежурный режиссер и без партнеров. Дмитрий Анатольевич Певцов, игравший Треплева, по-моему, пришел один или два раза, помог. Остальных артистов я увидела уже только перед спектаклем. Поэтому переживала, что недостаточно подготовлена и могла бы все лучше сделать. Но это состояние очень здорово легло на то, что мы играли: отношения маститой артистки Аркадиной в исполнении Инны Михайловны Чуриковой и юной трепетной Заречной.
Я подглядывала за Инной Михайловной за кулисами и видела, как она готовилась к своему монологу. За считаные секунды прямо на моих глазах происходило чудо преображения артистки Чуриковой в Аркадину. У нее менялись выражение лица, пластика. Обычно момент перевоплощения остается «за кадром», человек выходит уже в образе. А я наблюдала это на каждом спектакле и наслаждалась.
В «Чайке» были прекрасны и другие артисты — Янковский, Певцов, Броневой. Они даже не играли, а как будто просто общались, и для меня это была очень хорошая школа. Раньше мне казалось, что надо что-то играть, стараться. А они были абсолютно свободны.